МАСТЕРСТВО ПОДАЧИ: РЕЧЬ И ОБРАЗ
Секреты успеха в сети и создание индивидуального имиджа
ПРОГРАММА БАЗОВОГО ОНЛАЙН КУРСА
За 18 часов (12 онлайн тренингов по 90 минут) вместе создадим для каждого неповторимый речевой имидж. Научим говорить обаятельно, убедительно, свободно, привлекать аудиторию и получать удовольствие. Тренинги в малой группе (до 4 участников), в системе с домашними заданиями. Условия и запись в ЛС https://vk.com/mikhalskaya2020
https://www.facebook.com/zvanka
Тренинг 1. Смотрим видеоблогеров, учимся: 1 - наблюдать, 2 - анализировать, 3 - оценивать. Что самое важное? Эффективная и провальная подача: факторы успеха и неудачи. Критерии оценки речевого поведения говорящего. Что самое важное? Полная система важнейших сигналов речевого поведения. 4 уровня дискурса. Важность речевого имиджа и его компоненты. Качества речевой подачи, существенные для имиджа говорящего. ДЗ: самонаблюдение, самоанализ по собственной записи в сопоставлении с записью «идеального образца».
Тренинг 2. Акустика подробно. Параметры звучания речи. Смысловое и эмоциональное значение звука. Приемы наблюдения и анализа. Индивидуальные особенности речи: что усилить, что погасить. Метод работы над звуком речи в видеозаписи. ДЗ: анализ акустики собственной записи до и после тренинга.
Тренинг 3. Акустика (продолжение).Идеальное индивидуальное звучание и status quo. Направления и методика оптимизации. Тренинг темпа, ритма, тембра, диапазона громкости, интонирования, фронта сигнала, маркеров статуса, свободы, удовольствия, радости. ДЗ: отработка параметров звучания и фиксация этапов работы на аудиозапись.
Тренинг 4. Взгляд и мимика. Значение направления взгляда и проблемы, связанные с ситуацией говорения на запись без собеседника. «Манеризмы» и способы их устранения. Проблема улыбки. Улыбка и имидж. Восприятие лица говорящего аудиторией в разных ситуациях и жанрах видеоречи. Кинесические маркеры свободы, радости, удовольствия, статуса в движениях лица и взгляде. Психологические проблемы экспрессивности и меры. ДЗ: пристальный анализ кинесики лица «идеального образца» в записи, сравнение с собственным и разработка направлений и методов коррекции и развития. Фиксация результатов работы в записи.
Тренинг 5. Поза и жестикуляция. Положение в кадре при выступлении (проксемика речи). Важнейшие параметры кинесики тела и рук и их значимость. Общие закономерности кинесической телесной коммуникации и индивидуальные особенности в структуре собственного имиджа. Идеал, оптимальный образ и отбор лучших выразительных присущих черт кинесики тела. Способы устранения нежелательного и усвоения эффективного. ДЗ: работа с жестом и позой в рекомендованных на тренинге 5 направлениях. Фиксация результатов работы в записи.
Тренинг 6. Синтез. Спонтанная речь для тренинга акустики и движений. Оптимизация наличной акустики, кинесики и проксемики в направлении к индивидуальному речевому стилю и имиджу. Тренинг отобранных акустических (звучание) и кинесических (движение) маркеров в речевом поведении. ДЗ: запись отработанных параметров речи и имиджа в ролике-презентации на «свою» тему.
Тренинг 7. Актуальные для каждого участника речевые жанры, ситуации, тематика и проблематика. Тема, задача, проблема, смыслы видеоролика. Типы смысловой структуры речи (убеждающая аргументация или нарратив) и способы выбора оптимальных структур для каждой задачи. Определение и выбор актуальных жанров, стиля, тематики и задач, соотнесение их с наличным и идеальным имиджем автора. ДЗ: разработка концепции системы роликов и перспективного плана на период. Определение направлений работы над имиджем, подходящим к концепции.
Сессия 8. Разработка смысловой структуры аргументирующей речи: метод нахождения/изобретения аргументов и построения дерева. Индуктивная и дедуктивная структуры рассуждения. Сократическая, аристотелевская, горгианская модели расположения аргументации. ДЗ: разработка смысловой структуры аргументации к выбранным тезисам из своей тематической области.
Сессия 9. Принцип диалогичности речи в видеоролике. Говорящий и адресат, автор и аудитория. Речевые способы и средства привлечь внимание, сформировать интерес, завоевать доверие. СУП – смешное, ужасное, пикантное. Загадка и тайна. Слова – аттрактанты и слова-репелленты как средства создания напряженного поля внимания. Образ автора. ДЗ: анализ видео успешных блогеров с выделением места, роли и набора средств привлечения внимания, создания интереса и присоединения аудитории к автору.
Сессия 10. Квантование речи в ролике. Типы квантов: индуктивные и дедуктивные. Их структуры. Выбор модели квантов соответственно своему имиджу, социальной роли, аудитории и ситуации речи. Роль и место иллюстраций. Введение и заключение, их особенности как квантов/этапов структуры речи. Lead – «крючок». ДЗ: подготовка и запись квантованной аргументирующей речи на «свою» тему с приданием теме общего значения.
Сессия 11. Видеоролик как нарратив. Литературное творчество в разработке проблематики и подготовки выступления. Проблема, ее смысловое «удвоение» и поиски бинарного противоречия, дающего проблеме жизнь и развитие. Проблемный вопрос. «Парадоксализация» внутреннего противоречия проблемы: контрапункт. Принципы литературной композиции (завязка, развитие, кульминация и развязка) в разработке и презентации смысловой структуры выступления. ДЗ: нарративная обработка проблемы видео на «свою» тему в соответствии с принципами контрапункта, парадокса, загадки и с использованием литературной композиции.
Сессия 12. Необходимость популяризации профессиональной (или) научной проблемы. Имидж «специалиста», его особенности, маркеры и создание. Принципы популяризации содержания. Определение ситуаций, требующих популяризации, и степени необходимой обработки «от профессионального уровня». Методы популяризации сложных и (или) скучных тем и проблем в публичном изложении. Доступность речи, адаптация содержания выступления vs «аргументы к невежеству» как факторы успеха и одно из средств построения имиджа. ДЗ: подготовка популяризованного изложения проблемы для смешанной аудитории.
Литература: Михальская А.К.(ЭТО Я). Риторика. Учебник. – Рек. УМС ВО в качестве учебника для студентов вузов по направлениям филология, журналистика, менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 480 с.