После ухода иностранных производителей с российского рынка, возник закономерный вопрос: как будет ремонтироваться сельхозтехника этих брендов? Время показало, несмотря на довольно мрачные прогнозы, российские аграрии адаптируются к ситуации. Техника продолжает работать на полях, а сокращения посевных площадей в 2023 году не произошло.
Разбираемся, как фермеры и агропредприятия решают вопрос с ремонтом и как ситуация повлияла на парк сельхозтехники, работающей на российских полях?
По данным Ассоциации «Росспецмаш», в 2021 году 100 российских производителей сельхозтехники занимали половину внутреннего рынка. С учетом производителей из Беларуси, доля отечественной сельхозтехники составляла более 60%.
В 2022 году после ухода иностранных производителей и ограничения поставок техники в Россию, доля российских брендов увеличилась до 61%.
При этом в отдельных сегментах доля российской техники больше, например, среди зерноуборочных комбайнов — более 70%, среди энергонасыщенных тракторов – 90%. В прошлом году нарастили производство импортозамещающей сельхозтехники татарстанских производители «Агромастер» и «Казаньсельмаш».
Как подсчитали в Росагролизинге, основные поставщики сельхозтехники на российские поля сегодня Брянсксельмаш, Ростсельмаш, ПТЗ, МТЗ и Пегас-Агро. Для сравнения, в 2013 году доля отечественной техники оценивалась в 24%.
Активизировались также производители из дружественных стран, прежде всего, китайские. Сельхозтехника из Поднебесной уже доступна к покупке, в том числе с использованием льготных кредитов. Тем не менее, пока на иностранную технику приходится менее 40%.
Выбор сельхозтехники часто диктуется агротехнологией, поэтому есть холдинги, где на импортную технику приходится свыше 90% парка. Такие агропредприятия, безусловно, столкнулись с проблемами. Однако, судя по тому, что посевная площадь в 2023 году не сократилась, а выросла до 85 млн га, в целом АПК успешно решает проблему ремонта сельхозтехники в новых условиях.
Все в дом: запасы
Частично необходимость ремонта и замены систем и запчастей закрывается из запасов. Во-первых, дилеры иностранных брендов держали на складах определенное количество запчастей самой различной номенклатуры. Из России эти запасы никто не вывозил.
Во-вторых, крупные агрохолдинги, да и некоторые фермеры, сумели вовремя пополнить свои запасы запчастей и расходников, что выручило их в 2022 году и помогает с заменой и ремонтом в текущем году.
Есть и случаи так называемого каннибализма сельхозтехники, когда один из комбайнов и тракторов оставляют на запчасти, снимая с него детали по мере необходимости ремонта другой, действующей техники.
Параллельный импорт
В мае стало известно, что Минсельхоз прорабатывает вопрос о включении запчастей, агрегатов и систем для сельхозтехники в список товаров, разрешенных к параллельному импорту. В министерстве, в частности, сообщили, что по ряду позиций Евразийским экономическим союзом устанавливается нулевая ставка ввозных таможенных пошлин, а также прорабатываются альтернативные каналы поставок.
Новые поставщики и логистика
Тем не менее, запасы рано или поздно подойдут к концу, поэтому аграрии ищут и находят новых поставщиков, как российских, так и из стран Юго-Восточной Азии.
Сегодня на рынке автозапчастей доля оригинальных деталей оценивается специалистами примерно в 11% против 9% до санкций. На рынке ремонта сельхозтехники доля оригинальных запчастей традиционно была выше, но в целом ситуация схожа: и ранее использовались не только запчасти от производителя, но и более дешевые аналоги. Сейчас это выручает не только фермеров, но и более крупные хозяйства и агропредприятия. Тем более, что ремонт сельхозтехники собственными силами – распространенная в России практика, в отличие от тех же США, где это запрещено на законодательном уровне.
Аграрии в 2022 и 2023 году выстраивают новые взаимоотношения с поставщиками импортной сельхозтехники, налаживают цепочки поставок деталей и оборудования.
Так, аналитики «ТендерПро» подсчитали, что в 2022 году, когда поставки иностранной техники сократились, сельхозпроизводители стали активнее искать аналоги в России. По данным платформы, количество таких запросов по сравнению с 2021 годом увеличилось более чем на 40%, а по китайской технике – на 90%.
Тем не менее, многие компании-поставщики активно прорабатывают новые маршруты. Участники рынка говорят, что поставки запчастей постепенно налаживаются. Об этом свидетельствует появление запчастей в продаже, в том числе в интернет-магазинах и маркетплейсах. Например, на Своём Фермерстве запчасти для сельхозтехники купить можно прямо сейчас.
Дилеры ушедших брендов также ищут возможности закупить и доставить запчасти для сельхозтехники. Здесь есть сложности, в том числе из-за того, что бизнес в некоторых дружественных странах опасается вторичных санкций – их могут ввести Евросоюз и США из-за поставок санкционных товаров в Россию. Как показывает практика, опасаются не напрасно.
Собственное производство
По итогам 2022 года доля российских производителей в отечественном сельхозавтопарке продолжила расти, тенденция сохраняется и в текущем году. По данным Минпромторга, доля российских комплектующих в отечественных аграрных машинах составляет, в зависимости от вида, 85–90%. Производители стремятся их заместить на российские, поскольку такая возможность есть.
Например, можно устанавливать вместо двигателей Cummins агрегаты ЯМЗ.
Однако действительно мощных тракторов и комбайнов нет ни у российских, ни у китайских производителей. На их разработку и производство необходимы средства и время. Какую-то часть средств выделяет государство в виде субсидий. Немного времени у отечественных конструкторов и инженеров тоже есть: иностранная техника не встанет прямо сейчас.
К примеру, дефицит подшипников уже замещают Вологодский подшипниковый завод, Десятый подшипниковый завод, АПЗ-20, «ЕПК Волжский» (по данным Минпромторга). Эти предприятия выпускают широкую номенклатуру подшипников для производства сельхозтехники.
Подводим итоги:
Коллапса сельхозтехники в России не случилось и уже не будет. Сложности есть, как и возможности. Пока больше всего надежды у аграриев на китайских поставщиков и параллельный импорт. Со временем иностранную технику заместят отечественные производители. Запчасти есть, но цены на них в условиях перебоев с поставками и более сложной логистики выросли.
📌Читайте также: