Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как в РПЦ отреагировали на фильм Евгения BadComedian про Матрону Московскую и Ивана Ильина

Оглавление

Фильм Евгения Баженова (BadComedian) про культ Матроны Московской, современную милитари-идеологию РПЦ, художественный фильм "Мария. Спасти Москву", фашистскую философию Ивана Ильина и православный шовинизм в современной России за полмесяца набрал 10 млн просмотров. Видео Евгения вышло 11 августа 2023 года. Хронометраж составляет 2 часа 22 минуты.

10 млн просмотров - это серьезный удар по репутации церкви. Поэтому многие священники и публичные деятели, работающие на РПЦ, выступили с оценкой фильма Бэдкомедиана. Давайте проанализируем их и дадим характеристику общей реакции РПЦ на фильм Евгения.

Общение со Сталиным и полет иконы над Москвой

Пару лет назад я уже публиковал статью о культе Матроны Московской с отсылкой на анализ протодиакона Андрея Кураева, также я писал статью о самом фильме "Мария. Спасти Москву", где обозначил два мифа, лежащих в основе сюжета: встреча Сталина с Матроной Московской и облет иконы над Москвой в ВОВ.

Евгений Баженов в своем обзоре сначала критикует фильм "Мария. Спасти Москву" за трансляцию этих мифов, тем самым создает удобную мишень для православных критиков. Дело в том, что в РПЦ к вопросам встречи Сталина с Матроной и облету иконы над Москвой в 1941 году относятся неоднозначно. Позитивно к этим мифам относятся лояльные к Сталину группы, которые утверждают, что вождь народов в конце своей жизни обратился к Богу и даже общался с ангелами. Тем не менее, есть влиятельные группы, отвергающие любые попытки сакрализации Сталина. Поэтому для них нет никакой проблемы в том, чтобы отвергать миф о встрече Сталина с Матроной и полете иконы над Москвой в 41-м.

Постер к фильму "Мария. Спасти Москву"
Постер к фильму "Мария. Спасти Москву"

Главной ответной реакцией на фильм Евгения стали два выпуска на телеканале "Спас" с названием "Ответ на сатанинскую ложь блогера BadComedian про Матрону Московскую" (название написано заглавными буквами) и "Борис Корчевников об обзоре Badcomedian на Соловьёв Live". В этих выпусках ведущий Роман Голованов просит разных "экспертов" дать оценку фильму Евгения, в том числе он показывает старые проекты "Спаса", где уже есть оценка РПЦ в отношении описанных выше мифов.

Одним из "экспертов" в выпуске "Спаса" стал гендиректор канала Борис Корчевников. Он, разумеется, не посмотрел фильм Евгения, зато позволил себе оценить работу блогера. Борис цепляется за то, что Евгений критикует в своем фильме псевдоисторические мифы, транслируемые в х/ф "Мария. Спасти Москву", и смеется над Евгением, что тот якобы "реально" думает, будто церковь транслирует эти мифы. Но сам Евгений этого не делает. Он поясняет, что существует два жития Матроны Московской: народное, написанное Зинаидой Ждановой в 1993 году и изданное Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем; и отредактированное (церковно-официальное), которое составили на основе жития Ждановой, убрав оттуда "исторически недостоверные и богословски недопустимые" моменты.

Именно в первом, "ждановском" варианте жития, описывается миф о встрече Сталина и Матроны, но сюжета о полете иконы над Москвой там нет. В новом отредактированном житии Матроны убрали сюжет о встрече Сталина с московской святой.

Икона встречи Сталина и Матроны
Икона встречи Сталина и Матроны

Тогда кого или что критикует Евгений?

Рассматривая х/ф "Мария. Спасти Москву" как псевдоисторический продукт, Евгений проходится по общему православному милитари-нарративу. "Спас" и прочие духовные лица РПЦ действительно критиковали фильм "Мария. Спасти Москву". Об этом был даже выпуск на "Спасе" в рубрике "Тест на правду". Там ведущий Игорь Петровский критикует "сталинские псевдоправославные" мифы про встречу Матроны со Сталиным и облет иконы над Москвой. Однако РПЦ - неоднородная церковь, там есть разные оценки мифов, в том числе на высшем уровне.

Если говорить про миф о встрече Матроны и Сталина, то здесь меньше градус неоднозначности церковной позиции. Но если говорить про миф о полете иконы над Москвой, то здесь вопрос становится более интересным. Евгений, критикуя этот миф, ссылается на главный Храм Вооруженных Сил РФ, где есть любопытные мозаики.

Мозаики Храма ВС РФ
Мозаики Храма ВС РФ

Прекрасные образцы мозаичного искусства в Храме ВС РФ - "Икона пресвятой Богородицы Тихвинской перед облетом Москвы". Настоятелем этого храма является сам патриарх Кирилл. Отсюда вопрос: почему на Спасе не раскритиковали мозаики этого храма, но зато "смело и четко" осудили "сатанинскую ложь" Евгения? Евгений ведь показывает эти мозаики в своем фильме.

Ответственность за эти мозаики лежит на протоиерее Леониде Калинине, который во время строительства храма был главой экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Он лично отвечал на упреки "противников церкви" о том, почему такая мозаика с псевдоисторическим сюжетом находится в храме:

"Такой облет могли совершить, потому что в народе была жива тысячелетняя память о святынях, которые не раз спасали наше Отечество, а эти факты зафиксированы исторически. А документальных свидетельств может и не быть, учитывая насколько глубоко антицерковное тогда было время" - утверждает Калинин.

Про жития Матроны Московской

Одним из "экспертов", которых пригласил Голованов, стал протоиерей Валерий Духанин. Они разбирали момент, где Евгений сравнивал Матрону с экстрасенсами. Конечно, для православного священника подобное сравнение неприемлемо и он начал рассказывать о существенной разнице между чудесами Матроны и экстрасенсами.

Проблема в том, что Зинаида Жданова, которая написала первое "народное" житие Матроны Московской с названием "Сказание о житии Блаженной старицы, матушки Матроны", описывает типично магические чудеса Матроны. К примеру:

"И вот пришла Прасковья, жалуется на здоровье, по всему телу и внутри какой-то кусок ходит кругом, шевелится по всему телу. Ей Матрона говорит: "Завтра утром в церковь пойдешь, причастишься там. После Причастия должна быть у тебя рвота, а ты не пожалей покрышку-то на голове, и прямо в нее, а после этого вместе с платком бросишь в печку".

Подобных примеров борьбы со сглазами и порчами в "народном житии" Матроны много.

В отредактированном житии Матроны все неудобные моменты почистили, оставив только те, которые соответствуют вероучению РПЦ. И здесь мы подходим к еще одному моменту, который использовали православные священники в критике фильма Евгения Баженова. Они утверждают, что раз Евгений ссылается в своем фильме на "народное" житие Матроны, то получается, что он критикует не настоящую Матрону, а лишь ее вымышленный образ. Об этом говорит не только протоиерей Валерий Духанин, но также блогеры-священники иеромонах Александр Митрофанов и иерей Антоний Переверзев. Они выпустили независимые от "Спаса" видео-ответы на фильм Баженова на своих ютуб-каналах.

иеромонах Александр Митрофанов и иерей Антоний Переверзев
иеромонах Александр Митрофанов и иерей Антоний Переверзев

Проблема в том, что официальное церковное житие Матроны Московской - это тоже псевдоисторическое описание жизни Матроны. В РПЦ создали удобный симулякр, дабы сохранить денежную паству (которая ходит к могиле народного экстрасенса и молится ей), и в то же время согласовать культ Матроны с православным вероучением.

Церковь объявила "неправдивой" книгу Зинаиды Ждановой о Матроне Московской, хотя Жданова долгое время была лично знакома с православной святой. Более того, Матрона несколько лет жила в квартире Ждановой. Отсюда вопрос: чье житие вызывает больше доверия - житие от Ждановой, где Матрона представлена как православная колдунья, или житие от РПЦ, составленное на основе жития Ждановой?

В общей сложности выпуск на "Спасе", посвященный критике Евгения Баженова, очень показателен. Евгения там рассмотрели в контексте "богоборческого советского возрождения" и "мирового сатанизма". Также в этом видео есть краткие выдержки из прошлых эфиров, где разные священники и "эксперты" рассуждают на тему критики святынь и христианства.

Как отреагировал священник Павел Островский?

Павел Островский отреагировал позитивно на выпуск Евгения. Но здесь тоже не все так просто. Павел посмотрел лишь первые 15 минут фильма Евгения и согласился, что встреча Матроны и Сталина - миф. Дальше он заявил, что Евгений не критикует саму Матрону. Однако это не соответствует действительности. Евгений Баженов критикует не только Матрону, но и милитаристский дискурс РПЦ. Однако Островский не захотел прокомментировать этот момент, как и прочие священники, опубликовавшие оценки к фильму Баженова.

Кадр из выпуска "Песочный интерес" Павла Островского
Кадр из выпуска "Песочный интерес" Павла Островского

Общая характеристика

В начале статьи я заявил о том, что в фильме Евгения Баженова есть пять объектов критики: культ Матроны Московской, современная милитари-идеология РПЦ, художественный фильм "Мария. Спасти Москву", фашистская философия Ивана Ильина и православный шовинизм в современной России.

Что решили покритиковать представители РПЦ? Одни взяли за объект критики только фильм "Мария. Спасти Москву", который популяризирует мифы о ВОВ, другие - культ Матроны и фильм. Но даже с этими тематическими областями они повели себя непоследовательно, отобрав удобные для контраргументации тезисы по принципу "сбора вишенок".

Самые важные разделы фильма Евгения, посвященные милитаристской идеологии РПЦ, фашистской философии Ивана Ильина и православному шовинизму в современной России, деятели церкви не рассмотрели. Возможно, я не увидел таких ответов. Отмечу, что я разбирал только самые популярные ответы, озвученные на "Спасе" и каналах православных священников-блогеров.

---

🌟Большие статьи без цензуры на Boosty: https://boosty.to/trickster.zen (подписка на Boosty дает много бонусов+поддержка автора)

⚡Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я публикую анонсы будущих интервью, видеороликов и опубликованных статей, а также небольшие заметки (в том числе юмористические): https://t.me/religiontrickster