Фильм Евгения Баженова (BadComedian) про культ Матроны Московской, современную милитари-идеологию РПЦ, художественный фильм "Мария. Спасти Москву", фашистскую философию Ивана Ильина и православный шовинизм в современной России за полмесяца набрал 10 млн просмотров. Видео Евгения вышло 11 августа 2023 года. Хронометраж составляет 2 часа 22 минуты.
10 млн просмотров - это серьезный удар по репутации церкви. Поэтому многие священники и публичные деятели, работающие на РПЦ, выступили с оценкой фильма Бэдкомедиана. Давайте проанализируем их и дадим характеристику общей реакции РПЦ на фильм Евгения.
Общение со Сталиным и полет иконы над Москвой
Пару лет назад я уже публиковал статью о культе Матроны Московской с отсылкой на анализ протодиакона Андрея Кураева, также я писал статью о самом фильме "Мария. Спасти Москву", где обозначил два мифа, лежащих в основе сюжета: встреча Сталина с Матроной Московской и облет иконы над Москвой в ВОВ.
Евгений Баженов в своем обзоре сначала критикует фильм "Мария. Спасти Москву" за трансляцию этих мифов, тем самым создает удобную мишень для православных критиков. Дело в том, что в РПЦ к вопросам встречи Сталина с Матроной и облету иконы над Москвой в 1941 году относятся неоднозначно. Позитивно к этим мифам относятся лояльные к Сталину группы, которые утверждают, что вождь народов в конце своей жизни обратился к Богу и даже общался с ангелами. Тем не менее, есть влиятельные группы, отвергающие любые попытки сакрализации Сталина. Поэтому для них нет никакой проблемы в том, чтобы отвергать миф о встрече Сталина с Матроной и полете иконы над Москвой в 41-м.
Главной ответной реакцией на фильм Евгения стали два выпуска на телеканале "Спас" с названием "Ответ на сатанинскую ложь блогера BadComedian про Матрону Московскую" (название написано заглавными буквами) и "Борис Корчевников об обзоре Badcomedian на Соловьёв Live". В этих выпусках ведущий Роман Голованов просит разных "экспертов" дать оценку фильму Евгения, в том числе он показывает старые проекты "Спаса", где уже есть оценка РПЦ в отношении описанных выше мифов.
Одним из "экспертов" в выпуске "Спаса" стал гендиректор канала Борис Корчевников. Он, разумеется, не посмотрел фильм Евгения, зато позволил себе оценить работу блогера. Борис цепляется за то, что Евгений критикует в своем фильме псевдоисторические мифы, транслируемые в х/ф "Мария. Спасти Москву", и смеется над Евгением, что тот якобы "реально" думает, будто церковь транслирует эти мифы. Но сам Евгений этого не делает. Он поясняет, что существует два жития Матроны Московской: народное, написанное Зинаидой Ждановой в 1993 году и изданное Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем; и отредактированное (церковно-официальное), которое составили на основе жития Ждановой, убрав оттуда "исторически недостоверные и богословски недопустимые" моменты.
Именно в первом, "ждановском" варианте жития, описывается миф о встрече Сталина и Матроны, но сюжета о полете иконы над Москвой там нет. В новом отредактированном житии Матроны убрали сюжет о встрече Сталина с московской святой.
Тогда кого или что критикует Евгений?
Рассматривая х/ф "Мария. Спасти Москву" как псевдоисторический продукт, Евгений проходится по общему православному милитари-нарративу. "Спас" и прочие духовные лица РПЦ действительно критиковали фильм "Мария. Спасти Москву". Об этом был даже выпуск на "Спасе" в рубрике "Тест на правду". Там ведущий Игорь Петровский критикует "сталинские псевдоправославные" мифы про встречу Матроны со Сталиным и облет иконы над Москвой. Однако РПЦ - неоднородная церковь, там есть разные оценки мифов, в том числе на высшем уровне.
Если говорить про миф о встрече Матроны и Сталина, то здесь меньше градус неоднозначности церковной позиции. Но если говорить про миф о полете иконы над Москвой, то здесь вопрос становится более интересным. Евгений, критикуя этот миф, ссылается на главный Храм Вооруженных Сил РФ, где есть любопытные мозаики.
Прекрасные образцы мозаичного искусства в Храме ВС РФ - "Икона пресвятой Богородицы Тихвинской перед облетом Москвы". Настоятелем этого храма является сам патриарх Кирилл. Отсюда вопрос: почему на Спасе не раскритиковали мозаики этого храма, но зато "смело и четко" осудили "сатанинскую ложь" Евгения? Евгений ведь показывает эти мозаики в своем фильме.
Ответственность за эти мозаики лежит на протоиерее Леониде Калинине, который во время строительства храма был главой экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Он лично отвечал на упреки "противников церкви" о том, почему такая мозаика с псевдоисторическим сюжетом находится в храме:
"Такой облет могли совершить, потому что в народе была жива тысячелетняя память о святынях, которые не раз спасали наше Отечество, а эти факты зафиксированы исторически. А документальных свидетельств может и не быть, учитывая насколько глубоко антицерковное тогда было время" - утверждает Калинин.
Про жития Матроны Московской
Одним из "экспертов", которых пригласил Голованов, стал протоиерей Валерий Духанин. Они разбирали момент, где Евгений сравнивал Матрону с экстрасенсами. Конечно, для православного священника подобное сравнение неприемлемо и он начал рассказывать о существенной разнице между чудесами Матроны и экстрасенсами.
Проблема в том, что Зинаида Жданова, которая написала первое "народное" житие Матроны Московской с названием "Сказание о житии Блаженной старицы, матушки Матроны", описывает типично магические чудеса Матроны. К примеру:
"И вот пришла Прасковья, жалуется на здоровье, по всему телу и внутри какой-то кусок ходит кругом, шевелится по всему телу. Ей Матрона говорит: "Завтра утром в церковь пойдешь, причастишься там. После Причастия должна быть у тебя рвота, а ты не пожалей покрышку-то на голове, и прямо в нее, а после этого вместе с платком бросишь в печку".
Подобных примеров борьбы со сглазами и порчами в "народном житии" Матроны много.
В отредактированном житии Матроны все неудобные моменты почистили, оставив только те, которые соответствуют вероучению РПЦ. И здесь мы подходим к еще одному моменту, который использовали православные священники в критике фильма Евгения Баженова. Они утверждают, что раз Евгений ссылается в своем фильме на "народное" житие Матроны, то получается, что он критикует не настоящую Матрону, а лишь ее вымышленный образ. Об этом говорит не только протоиерей Валерий Духанин, но также блогеры-священники иеромонах Александр Митрофанов и иерей Антоний Переверзев. Они выпустили независимые от "Спаса" видео-ответы на фильм Баженова на своих ютуб-каналах.
Проблема в том, что официальное церковное житие Матроны Московской - это тоже псевдоисторическое описание жизни Матроны. В РПЦ создали удобный симулякр, дабы сохранить денежную паству (которая ходит к могиле народного экстрасенса и молится ей), и в то же время согласовать культ Матроны с православным вероучением.
Церковь объявила "неправдивой" книгу Зинаиды Ждановой о Матроне Московской, хотя Жданова долгое время была лично знакома с православной святой. Более того, Матрона несколько лет жила в квартире Ждановой. Отсюда вопрос: чье житие вызывает больше доверия - житие от Ждановой, где Матрона представлена как православная колдунья, или житие от РПЦ, составленное на основе жития Ждановой?
В общей сложности выпуск на "Спасе", посвященный критике Евгения Баженова, очень показателен. Евгения там рассмотрели в контексте "богоборческого советского возрождения" и "мирового сатанизма". Также в этом видео есть краткие выдержки из прошлых эфиров, где разные священники и "эксперты" рассуждают на тему критики святынь и христианства.
Как отреагировал священник Павел Островский?
Павел Островский отреагировал позитивно на выпуск Евгения. Но здесь тоже не все так просто. Павел посмотрел лишь первые 15 минут фильма Евгения и согласился, что встреча Матроны и Сталина - миф. Дальше он заявил, что Евгений не критикует саму Матрону. Однако это не соответствует действительности. Евгений Баженов критикует не только Матрону, но и милитаристский дискурс РПЦ. Однако Островский не захотел прокомментировать этот момент, как и прочие священники, опубликовавшие оценки к фильму Баженова.
Общая характеристика
В начале статьи я заявил о том, что в фильме Евгения Баженова есть пять объектов критики: культ Матроны Московской, современная милитари-идеология РПЦ, художественный фильм "Мария. Спасти Москву", фашистская философия Ивана Ильина и православный шовинизм в современной России.
Что решили покритиковать представители РПЦ? Одни взяли за объект критики только фильм "Мария. Спасти Москву", который популяризирует мифы о ВОВ, другие - культ Матроны и фильм. Но даже с этими тематическими областями они повели себя непоследовательно, отобрав удобные для контраргументации тезисы по принципу "сбора вишенок".
Самые важные разделы фильма Евгения, посвященные милитаристской идеологии РПЦ, фашистской философии Ивана Ильина и православному шовинизму в современной России, деятели церкви не рассмотрели. Возможно, я не увидел таких ответов. Отмечу, что я разбирал только самые популярные ответы, озвученные на "Спасе" и каналах православных священников-блогеров.
---
🌟Большие статьи без цензуры на Boosty: https://boosty.to/trickster.zen (подписка на Boosty дает много бонусов+поддержка автора)
⚡Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я публикую анонсы будущих интервью, видеороликов и опубликованных статей, а также небольшие заметки (в том числе юмористические): https://t.me/religiontrickster