Ну и чтобы два раза не вставать, выскажусь по поводу исключения из кодификатора ЕГЭ (обязательного для сдачи списка произведений) в проекте на 2024 произведений от «Слова о полку Игореве» и до Гоголя, в том числе Пушкина, Лермонтова и Грибоедова. Об этом как о разразившейся катастрофе бьют в набат преподаватели вузов, репетиторы, а также все, кто плохо себе представляет устройство ЕГЭ.
ЕГЭ по литературе сдает в разные годы от 6 до 9 % cтаршеклассников (то есть в классе из 30 человек - двое-трое). При этом есть программа по литературе для 10-11 класса - с Достоевским, Толстым, Шолоховым и Солженицыным. Учитель может, конечно, часть времени на уроках тратить на повторение программы 5-9 класса (которую изучали 5 лет - и которая к 10 классу напрочь вымывается из головы!), но это нужно только тем самым 2-3 человекам в классе (даже у меня в гуманитарном классе Лицея из 19 человек ЕГЭ по литературе сдавало 7 человек: треть).
Но в таком случае про Булгакова с Солженицыным точно следует забыть.
Альтернативный вариант - дополнительные занятия для нуждающихся (не всегда возможно, в школах лютый дефицит словесников, особенно профессионалов).
Наконец, самый очевидный - доверить эту задачу репетиторам, что не всякий родитель может себе позволить из-за дороговизны, а это только укрепляет неравенство и, кроме того, вымывает учителей из школы: все большее число их предпочитает уйти на вольные хлеба в репетиторство, чем играть по нынешним правилам.
Я - категорически противник нынешнего формата ЕГЭ и стоящей за ним концепции предмета литературы как предмета, не предполагающего чтение художественных произведений - только их «изучение», «прохождение» (ну-ка, «пройдите» за 6 часов «Тихий Дон» или за 1 час - «Мы» Замятина!).
Но я вижу рациональное зерно в этой инициативе Минпроса - не от хорошей жизни оно на это идет, а из-за общей неспособности пересмотреть цели и планируемые результаты предмета «литература» в нынешних социо-политических обстоятельствах.
Михаил ПАВЛОВЕЦ