Самопознание на выставке
Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки
Адрес: улица Волхонка, 14
До: 24 сентября 2023
О Выставке:
Выставка посвящена развитию художественной мысли в Европе и в России в период с 1860-х по 1916 год. Зал за залом (а выставка очень большая – занимает три этажа) Вы пройдете путь от импрессионизма к постимпрессионизму, фовизму, кубизму и авангарду.
Вы буквально услышите диалог европейских и русских художников.
Вас встретят две картины: Моне и Репина, у которых похожи сюжеты.
Моне позировала его невеста, а женщина в белом платье на картине Репина - его жена.
Мне кажется есть три основных цели для посещения этой экспозиции, и эти цели абсолютно разные. Пойдем от простого к сложному.
1. Первая и самая простая – отдохнуть душой.
Для меня отдых – это в первую очередь отдых глаза, глаза должны видеть красоту.
Листайте галерею, созерцайте красоту.
Отметили для себя, какой необычный, нехарактерный Мунк? У большинства зрителей он, конечно, ассоциируется со своей самой знаменитой картиной “Крик”, а на этой выставке Мунк предстает перед нами умиротворенным.
В рамках первой цели посещения экспозиции – отдыха, Вы посетите Париж конца XIX – начала XX века, увидите его глазами русских и французских художников.
2. Вторая цель, безусловно, расширение культурного горизонта, получение новых знаний.
Кто-то откроет для себя новые имена: Дерен, Вюйар, де Шаван, Редон, Бартельс. Кто-то глубже исследует художественные стили конца XIX - начала XX века, влияние западно-европейской живописи на русских художников. У каждого своя точка отсчета, а рост, по Конфуцию, “от головы до неба”.
Далее в ленте привожу фото того, как на выставке соседствуют картины русских и европейских художников, подчеркивая общность сюжетов, стилей, композиций, приемов.
3. Третье и самое главное - самопознание.
Это одна из основных целей искусства – через восприятие произведения познать самого себя. Именно импрессионисты, отражавшие на полотнах свое “впечатление” (“impression”), а не реальность, сделали Вас, Зритель, своим Со-Творцом, потому что впечатление у каждого свое. В этом плане Вам предстоит на выставке большая душевная работа.
Проследите в ленте картины от первого зала до последнего, задумайтесь, что Вам ближе. Вам хочется двигаться вперед? или как мне от топора у Татлина бежать стремглав обратно к Моне и Репину, обнять и плакать? Какой из стилей Вам ближе всего?
В рамках третей цели Вас ждет сразу в первом зале выставки серьезный когнитивный диссонанс. В небольшом зале висят рядом картины русских и европейских художников (что уже непривычно) разные по сюжетам, композиции, художественным техникам. Здесь и пейзаж, и жанровые сцены, и мифологический сюжет. Когда я попыталась привести в порядок свой внутренний хаос от увиденного, я поняла, что основное, что объединяет все картины – это свет. У каждого художника своя светопередача, при этом от каждой картины исходит свой неповторимый внутренний свет.
Заметили какие нехарактерные для своего творчества Васнецов и Перов? И это тоже повод для когнитивного диссонанса в начале выставки.
Завершаю сегодняшний обзор своим фаворитом выставки: Моне “Сирень на солнце” и стихотворением Осипа Мандельштама “Импрессионизм”, написанным об этой картине.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
В следующий раз мы с Вами пойдем в Храм Христа Спасителя на выставку шедевров из личных коллекций. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#После импрессионизма #Пушкинский музей #Шедевральные маршруты #выставки в Москве