- Раечка, спасибо тебе огромное! Что бы мы без тебя делали, - искренне благодарила старшую сестру Люба. - Если что не так будет, ты сразу нам звони. С нашей Леркой вечно одни проблемы...
- Какие проблемы, Люб, ты о чем? Можно подумать, я Леру первый день знаю, - улыбнулась в телефон Раиса. - Всё будет хорошо, не переживай.
Во время разговора тёти с мамой Валерия стояла, переминаясь с ноги на ногу, и не знала, куда себя деть. Её привёз в северную столицу из Подмосковья муж тёти Раи, дядя Андрей. По дороге он рассказывал девочке, что они с супругой уже подготовили для неё комнату и придумали развлекательную программу на последнюю неделю летних каникул. Кроме того, дядя вручил ей большой пакет вкусняшек, чтобы не было скучно в дороге. Он много шутил, смеялся и был совсем не похож на Лериного папу, который пропадал целыми днями на работе, требуя от дочери идеального послушания и успеваемости.
Тётя Рая, родная сестра мамы Леры, также была полной её противоположностью. Она каждый год приезжала к ним в Подмосковье - на отдых, потому что у родителей Леры была дача, и это время было самое счастливое в жизни девочки. Люба, будучи младше Раисы на десять лет, с детства привыкла, что слово сестры - закон, она старше, опытнее и ей виднее. А Рая никогда не командовала: она просто с улыбкой просила кого-то что-то сделать. Вежливо, но настойчиво. И её слушались. Именно поэтому во время визитов тёти на Лерку старались просто не обращать внимание, как на мебель. Чему девочка всегда была несказанно рада.
Родители Валерии, по их собственным словам, старались вырастить дочь хорошим, умным человеком. И, если посмотреть поверхностно, то у них это вполне получалось: девочка училась на "отлично", выигрывала турниры по шахматам, куда ходила с пяти лет, имела несколько медалей по плаванию, лёгкой атлетике, а также дипломы с различных танцевальных соревнований.
Все ставили Леру в пример остальным. Все, кроме её собственных родителей.
Принесла пятёрку за годовую контрольную? А могла бы две. Победила на городской олимпиаде по русскому языку? А почему в математике и географии не участвовала? Первая в плавании кролем? Ну и что, а дома вот пол немытый. Кубок по танцам? Да это вообще несерьёзно.
Разумеется, на фоне такого отношения у девочки к её четырнадцати годам имелся целый набор комплексов, который благополучно ускользал из поля зрения родителей, зато был моментально замечен Раисой ещё в начальной школе.
- Люб, вы что с ребёнком делаете? - возмутилась тогда Рая.
- Нельзя их хвалить сейчас, понимаешь, - попыталась объяснить младшая сестра, опуская глаза. - Вон соседка Ленка своей дочери так манию величия организовала.
Раисе было совершенно всё равно на соседку с дочерью и их манию величия. Женщину волновало то, что происходило если не у неё перед носом, то, по крайней мере, в её семье. И, так как конфликтовать с сестрой означало бы сразу расписаться в собственной беспомощности, то Рая предпочла по-родственному, с улыбкой время от времени вносить свои коррективы в жизнь и воспитание Валерии. Тем более, что собственные дети Раисы на тот момент уже были вполне самодостаточными и практически взрослыми людьми.
Так продолжалось несколько лет, а потом, после восьмого класса, Лера неожиданно для самой себя (потому что давно не верила в собственные силы) поступила в престижный питерский лицей. Родители, как обычно, ворчали, что и заведение не то, и сама девочка не сможет там учиться и будет отчислена после первых же зачётов. Но, когда об этой новости узнала Рая, она просто сказала Лере:
- Ну что, собирай вещи, со следующего учебного года ты будешь жить у нас!
И Лерины родители просто промолчали! Даже если они хотели возразить, то при Раисе постеснялись. А сама Рая ликовала в душе: наконец-то у неё появится шанс по-настоящему помочь племяннице!
Неделя перед началом учебного года получилась очень занятая. Предстояло не только отнести документы Валерии в лицей, но и записать её в кружки, секции или студии по настоянию родителей.
Тут Раису ждал сюрприз. Она была почти уверена, что Люба будет каждый день спрашивать её про дочь. Но всё оказалось иначе. К середине недели младшая сестра вяло поинтересовалась, отдали ли Лерку на шахматы, а к воскресенью, узнав, что секции подобраны, даже не спросила, какие именно.
Так и получилось, что ненавистные шахматы сократили до одного раза в неделю, плавание заменили на бокс по пламенной просьбе самой Валерии, а на танцах девочка сменила направление - также по собственному желанию.
Кроме этого, Раиса попросила свою младшую дочь, студентку, которая уже год жила отдельно, пробежаться с Леркой по магазинам и купить ей что-нибудь модное на смену двум строгим классическим костюмам, которые девочка привезла из дома.
- Я вообще не понимаю, почему родители заставляют тебя носить это, - показывая на них, качала головой Раиса.
- Мама говорит, что девочки должны выглядеть скромно, но прилично, - пробормотала Лера, отчего-то вдруг стыдясь этих слов.
- Скромно? Прилично? - расхохоталась тётя Рая. - Твоя мама что, головой ударилась? Себя в школе забыла? Вот уж где не до приличия было! Когтищи зелёные воооот такие длиннющие, на голове мочалка бордовая вместо волос, потому что она их марганцовкой покрасила, и чёрный балахон с черепом! У мамы где-то даже фотки были, надо попросить её прислать. Она специально для потомков Любку тогда сфотографировала.
Лера молчала. Она не могла представить свою вечно недовольную, с лицом, как будто её обидел весь мир, маму в балахоне с черепом и бордовой шевелюрой.
Но в этот момент приехала доставка, и пицца направила мысли девочки в другое русло, ведь дома ей не позволялось есть такую еду. Овощи, особенно брокколи, брюссельскую капусту или морковку - всегда пожалуйста. Яблоки или груши - тоже. Но остальное сладкое, кроме фруктов, было под запретом, из мучного разрешался только чёрный хлеб грубого помола, а о таких деликатесах как пицца или суши (и то, и другое Лера обожала) можно было только мечтать до приезда к ним тёти.
Вкусно поев, принарядившись, посетив уже пару раз выбранные лично ей студии и секции, Валерия, привыкшая находиться в постоянном напряжении, постепенно расслабилась и к началу учебного года была настроена вполне позитивно.
Разумеется, это хорошо сказалось на учёбе, причём во всех отношениях. Уже через несколько дней после первого сентября Валерия подружилась с несколькими девочками и мальчиками из её нового класса. Кто-то из них ходил с ней на внеурочную деятельность, у других просто оказалось много общих интересов. Лера с удовольствием рассказывала тёте и дяде о своей школьной жизни буквально каждый вечер, и ни разу за всё это время она не услышала от них ни одного упрёка.
Более того, в честь выигранного девочкой школьного тура олимпиады по французскому языку дядя Андрей сводил её в кино, а узнав, что Валерия прошла отбор в солисты на танцах, Раиса заказала у знакомого кондитера низкокалорийные пирожные, чтобы и племянницу порадовать, и без вреда для здоровья.
Родители Леры, убедившись, что их дочь и в новом учебном заведении не снижает планку, учась на одни пятёрки, довольно быстро расслабились и не стремились контролировать девочку на расстоянии, доверив воспитание подростка Раисе, которая поначалу наивно надеялась, что давно растоптанную самооценку и психику Валерии можно будет быстро подлечить.
Но один случай расставил все точки над "и".
В квартире Раисы и Андрея, а именно в зале, стоял большой, можно сказать гигантский, аквариум. Там обитало множество рыб разного размера и вида, улитки, креветки и водоросли. Этот мини-мир по праву считался одной из главных достопримечательностей квартиры и, разумеется, он не мог не привлечь внимание Леры.
Девочка могла довольно долго просидеть около этого поистине волшебного для неё сооружения, наблюдая за его жизнью. И никто сначала не видел в этом ничего необычного.
Но как-то раз, проходя мимо гостиной на кухню, дядя Андрей услышал тихий Лерин шёпот около аквариума. Слегка замедлив шаг и до предела напрягая слух, мужчина услышал что-то вроде "Прошу тебя, рыбка, помоги мне написать контрольную по алгебре".
Это звучало немного странно из уст четырнадцатилетнего подростка, поэтому сначала дядя Андрей подумал, что ему послышалось. Но через пару дней примерно то же самое застала и сама Раиса: Лера стояла у аквариума и едва слышны шёпотом разговаривала с огромной золотой рыбкой, грозой всех гупёшек:
- Пожалуйста, рыбка, помоги мне станцевать хорошо на отборе в финал!
Когда супруги поделились услышанным друг с другом, у них обоих возникли закономерные вопросы:
- А что, разве Лера не готовилась к контрольной по алгебре? - вслух задумался дядя Андрей.
- Ещё как готовилась, пол-тетрадки тогда исписала, всё воскресенье нарешивала, - ответила Раиса.
- Ну а разве на танцах она не тренируется?
- Да без конца тренируется, её очень хвалят в общем чате!
- Так зачем она тогда просит чего-то, как будто на чудо надеется? - непонимающе спросил Андрей.
Раиса вздохнула:
- Ну нет у неё уверенности в себе, Андрюш. Не ценит себя совсем девочка.
Супруги несколько минут молчали. Никто не знал, что сказать. Но потом решили, что ничего не происходит мгновенно, и Лере просто нужно время. Уж они-то приложат все усилия, чтобы племянница поняла: никакие чудеса не помогут, если нет ума и трудолюбия. А у неё эти качества явно есть.
После этого случая прошёл месяц, потом ещё половина. Золотая рыбка стабильно "исполняла" желания Леры, будь то контрольная по химии, зачёт по обществознанию, сдача нормативов, первое место в смотре солистов на танцах или ещё что-нибудь.
Всё это время Раиса и Андрей усиленно хвалили девочку, говорили ей о том, как она хорошо разбирается в предметах, танцует, какая она умная и спортивная. Но, казалось, что всё без толку: Лера раз за разом, проводя долгие минуты у аквариума, просила золотую рыбку о помощи, а потом благодарила.
В конце концов, Раиса решила попробовать поговорить с девочкой. Налила в чашки горячий шоколад, положила на блюдца свежеиспеченный морковный пирог и, поставив угощение перед Валерией, осторожно спросила:
- Лер, тебе так нравится наш аквариум?
- Да! - не замечая подвоха, ответила девочка. - Он такой красивый! И так успокаивает! А ещё... Ещё там есть золотая рыбка...
- Как в сказках, правда? - подхватила Раиса.
- Да, тёть Рая, прямо как в сказках! Помните, где желание загадывают?
- Помню, конечно, - улыбнулась женщина. - И как, загадывала ты что-нибудь?
- Да... Много раз... И всё сбывалось, всё-всё! У вас волшебный аквариум, правда!
- Лерочка... - Раиса сделала паузу, пытаясь сформулировать мысль и подобрать нужные слова. - А тебе не кажется, что просить рыбку обо всём это... Ну, как бы может быть утомительно для неё?
- Ой... - по лицу девочки видно было, что уж о таком она точно не задумывалась.
- Ну вот например, о чем ты последний раз просила?
- Последний? О зачёте по физике. Чтобы получить пять.
- Это тот самый, который ты три дня учила?
- Ага, - вздохнула Валерия.
- Но ведь ты же готова была, так?
- Ну... да... Но...
- Тогда зачем рыбку напрягать?
Девочка помолчала немного, явно пытаясь осознать услышанное, а потом задумчиво ответила:
- Я как-то не думала об этом... А ведь правда... Ох... Я так виновата перед ней...
- Лер, ты ни в чем не виновата, поверь. Но, я думаю, теперь ты поняла, что лучше не растрачивать желания на то, что тебе самой по силам, а оставить их на что-то другое?
- Да, да, - закивала головой девочка. - Я так и сделаю!
Раиса улыбнулась. Кажется, у неё получилось.
И действительно, больше никто из них не слышал, как Лера просит у золотой рыбки что-то. Хотя у аквариума девочка по-прежнему сидела каждый день и вообще взяла на себя уход за ним и кормление его обитателей.
Учёба тем временем продвигалась отлично и без всяких желаний, первый сольный конкурс танцев принёс красивый кубок гран-при, а занятия боксом явно помогали девочке сформировать характер.
Так незаметно пролетел первый семестр, и под Новый Год Валерия засобиралась домой.
Поехала девочка налегке, ведь через неделю ей всё равно возвращаться обратно. Но до отъезда дядя Андрей снова, как и несколько месяцев назад, услышал, как Лера просила что-то у золотой рыбки. Правда, он не расслышал, что именно. Хотя всего лишь одно желание за долгое время, это, наверное, нормально, подумали тогда супруги.
А через неделю они поняли, насколько сильно ошибались.
Первое, что Рая и Андрей услышали от Валерии по приезду, после того как она сняла с себя верхнюю одежду и вымыла руки, был вопрос, заданный с отчаянием и надеждой:
- А если я найду работу на лето, могу ли я остаться тут?
Работа? В четырнадцать? Что вообще происходит?
- Ты можешь жить у нас хоть весь год, Лер, но что случилось? - спросила осторожно Раиса.
- Ничего, - вздохнула девочка. - Всё как всегда.
Супруги не стали доставать её вопросами. Они терпеливо ждали, пока Лера сама будет готова к разговору. И вот, наконец, вечером, почти ночью, когда Раиса проходила мимо тёмного зала, навстречу ей вышла Валерия.
- Тёть Рая... Вы рыбкам новый корм купили? - издалека начала девочка.
- Ага, это их подарок на Новый Год, - улыбнулась Раиса. - Кстати, что тебе родители подарили?
- Глобальное осознание собственной ненужности, - тоном, полным пачельного сарказма ответила Валерия.
Тётя Рая внимательно посмотрела на неё:
- Лер, что-то случилось?
- Да нет, думаю, всё как обычно, - пожала плечами девочка.
- Ты... Ты ведь перед отъездом желание загадывала, так?
- Ну да... Только теперь я знаю, что даже золотая рыбка не может совершить чудо.
Раиса хотела что-то сказать, но Лера тут же добавила:
- Вы не подумайте, пожалуйста, что я рыбку обвиняю... Нет конечно. Она очень милая. И очень мне помогает. Просто, видимо, не всем быть любимыми.
- Пойдём-ка на кухню, - тётя Рая обняла девочку за плечи. - У меня как раз чай с мелиссой заварен. Расскажешь, что у тебя случилось.
Их разговор затянулся до двух часов ночи. И, разумеется, он был про родителей Леры.
Как оказалось, перед отъездом домой Валерия попросила у золотой рыбки одно, но очень важное для неё желание. Она очень хотела, чтобы, спустя несколько месяцев разлуки, мама с папой наконец-то показали ей, что любят её. Ведь родители же должны любить своих детей, правда?
Но когда Лера рассказала им про свои успехи в учёбе и показала грамоты за олимпиады, мама сказала, что они её отдавали в лицей не за тем, чтобы она выиграла по каким-то жалким трём предметам. Ведь что насчёт остальных? Кто-то же там тоже взял первое место, и это явно не Лера.
Попытка угостить родителей морковным пирогом по рецепту тёти Раи также с треском провалилась. Девочке заявили, что она только зря перевела продукты, а её кулинарные навыки стремятся к минус бесконечности. И на следующий день, когда пирог пропал из холодильника, родители со страдальческим выражением лица сказали, что пришлось его съесть, потому что очень жаль было потраченных продуктов. Лере не досталось ни кусочка, хотя она была уверена, что на вкус пирог был в полном порядке, ведь она несколько раз пекла его у тёти Раи.
И таких случаев было по несколько на каждый день. В конце недели Лера была очень рада, что наконец-то уезжает. И теперь она не планировала возвращаться.
Летом девочка действительно устроилась на работу. Её позвали организатором досуга в детский школьный лагерь на два сезона, а в августе Лера и её подруги с танцев несколько раз выступали сольно на конкурсах.
Потом снова началась учёба, два последних года которой пролетели на удивление незаметно и легко. Валерия блестяще сдала экзамены, поступила в университет на психолога. Всё в её жизни шло своим чередом.
И она больше не просила ничего у золотой рыбки, ведь теперь понимала, что многое может сама.
А чуда... Чуда просить бесполезно.
Благодарим за уделённое нам время! Поддержите нас подпиской и лайками и не забывайте оставить в комментариях свои отзывы и пожелания