Найти тему

Ex oriente lux, или Как российская молодёжь развернулась на Восток, пока мы смотрели на Запад

Свидетели BTS
Свидетели BTS

Каждому новому поколению свойственно сетовать на то, какая нынче пошла молодёжь. Над этим можно иронизировать, но вообще интересно, в чем кроется разница между поколениями. Хорошо ли мы, взрослые, представляем, какая же в действительности современная молодёжь? И как это можно узнать? Очевидно, что для этого стоит как следует с этой самой молодёжью пообщаться и расспросить, чем она живёт и дышит. У меня выдалась такая возможность в предыдущем, весеннем семестре. Я работал с пятикурсниками с разных факультетов Нижегородского государственного педагогического университета. И среди прочего я задавал им в качестве домашнего задания написать эссе на тему «Как влияет на моё мировоззрение культура, в которую я погружён».

К сожалению, оказалось, что не все пятикурсники умеют писать эссе. Нередко попадался плагиат, эксперименты с использованием нейросетей. Но, по счастью, большинство студентов всё-таки с этим заданием худо-бедно да справились. Таким образом, в моём распоряжении оказались многие десятки текстов на заданную тему и можно обобщить тот материал, который в них изложен. А обобщив его, можно попробовать сделать выводы о поколении свежеиспечённых нижегородских педагогов. Итак, какие же они – эти люди, которые ныне активно вливаются в современную взрослую жизнь?

Для начала я уверено скажу, что это поколение, выросшее на книгах и фильмах о Гарри Поттере. Я не говорю что это хорошо или плохо – это просто констатация факта. Для них это классика. Соответственно, многие из моих студентов отмечали, что на их становление и воспитание эти книги и фильмы оказали достаточно значимое воздействие.

Удивляться тут, естественно, нечему. У нас после распада Советского Союза выстроенная и отлаженная система воспитания подрастающего поколения с помощью массовой культуры (книг, фильмов) рухнула, а культура, как и природа, не терпит пустоты. Соответственно, этот вакуум был замещён иностранной массовой культурой для детей и юношества. Впрочем, ничего плохого про Гарри Поттера я сказать не могу. (Смущает разве что попытка Джоан Роулинг задним числом записать профессора Дамблдора в геи. O tempora, o mores!). Мои студенческие годы пришлись на время обретения им популярности и я ещё успел почитать эти книги (не все) и посмотреть эти фильмы (не помню, все или не все), хотя уже и воспринимал их на тот момент как детские. Классикой для меня они, конечно, не стали, но в отличие от тех, кто этих книг не читал, я хоть представляю, почему они нравятся детям.

Так что же в них находят дети и подростки? Вот вам цитата из эссе одной студентки:

Главные герои романа учат нас быть смелыми, уметь постоять за себя и своих друзей. Книги о Гарри Поттере изменили моё мировоззрение. В пятой части «Орден Феникса» есть цитата, которая запомнилась мне надолго: «Мир не разделён на плохих и хороших. В каждом есть и светлая и тёмная сторона. Главное то, какую выбрал ты. Это определяет всё». Фраза Альбуса Дамболдора заставила меня задуматься о том, что мы сами определяем свою жизнь, не надо ничего бояться. Нужно следовать за своей мечтой, рисковать, ошибаться, потому что только тогда мы поймём, что нам действительно нравится.

В общем, герои книг Роулинг учат читателей жизни, прививают им любовь к чтению и некоторые философские представления (которые очень удобно вывешивать в качестве своих статусов в соцсетях).

Что ещё типично для этого поколения? Оно выросло на японской анимации. Многие студенты отмечали, что им нравится жанр аниме. Они хорошо в нём ориентируются, называют своих любимых режиссёров, любимые мультфильмы. Отмечают, что старшему поколению этот интерес не понятен, и пытаются отстоять этот жанр от нападок, отмечая, что в нём поднимаются многие сложные жизненные проблемы.

И вот тут нужно отдельно отметить большое влияние азиатской культуры на нашу молодёжь. Для меня это стало открытием. Мы ведь привыкли думать и сетовать на то, что молодёжь вестернизирована, что её мыслями повелевает Запад. Похоже, больше это не так (тут мы, скорее, судим по себе, ибо так было в конце XX века). Нынешняя молодёжь открыта восточным веяниям. Она смотрит корейские фильмы и сериалы (популярен такой жанр, как «дорама»). Многие, прежде всего девушки, слушают корейскую попсу (есть особый жанр – K-pop, аббревиатура от англ. Korean pop), отмечая её жизнерадостность, позитивность, способность заражать оптимизмом и желанием жить. Вот пара цитат из разных эссе.

Сейчас я отдаю предпочтение K-pop индустрии, в частности корейскому бойсбенду BTS. В период сложного момента, их творчество помогло мне отвлечься и заново открыться миру.

Не узнав о корейской поп-культуре, в моей жизни ничего бы не изменилось, но выходить из эмоционально нестабильного состояния было бы труднее и я осталась бы зажатым нерешительным человеком.

Некоторые студенты пишут, что в результате начинают углублённо интересоваться корейской культурой. Как написала одна студентка: «когда долго смотришь дорамы, хочется самой кому-нибудь поклониться при встрече».

От студентов я узнал, что бывают ещё и корейские комиксы (называются «манхва»). Их тоже почитывают, хотя японские комиксы известны гораздо шире.

Впрочем, не Кореей единой жив нынче русский студент. Точнее, студентки. Смотрят они и турецкие сериалы.

Без турецких исторических сериалов я бы не ценила мужскую смелость и отвагу, возможно, не придавала бы большое значение институту семьи, не понимала бы зачем бороться и отстаивать свой народ, свою веру и территорию.

Одна девушка написала даже, что под влиянием турецких сериалов очень прониклась темой ислама (а некоторые наивные студенты считают, что массовая культура не влияет на мировоззрение, всего лишь развлекает и только...).

Ну что тут сказать? Турецкие сериалы нынче – это «тема». На них залипают и студентки, и пенсионерки. (Да, мама?)

-2

Эта прикормленная аудитория достаточно велика для того, чтобы специально для неё издавали популярные книжки о турецкой культуре (тут я поделюсь с вами любопытной рецензией на одну такую книжку, написанную доктором искусствоведения – с. 135–143).

Ещё одна общая черта, которая проходит красной нитью через многие эссе, признаться, меня удивила. Студенты массово ругают приложение Tiktok. За что? За то, что оно отнимает у них слишком много времени, которое можно было бы потратить с большей пользой – на учёбу, работу, общение с друзьями и так далее. Правда, готовы ли студенты отказаться от столь вредного приложения, их эссе умалчивают...

Музыку студенты слушают разную, но, конечно, в основном модную. Это, само собой, попса и, как альтернатива, рэп. Что ж, ожидаемо. Это во времена моей юности альтернативой попсе был рок. Нынче рок потерял свою былую вселенскую популярность и эту нишу заменил рэп. (Сдаётся мне, в дальнейшем рэп и попса сольются воедино. Впрочем, это к делу не относится.) Вот только во многих эссе мне резало глаз необычное написание этого слова – почему-то студенты часто пишут слово «рэп» как «реп».

В целом, нынешние студенты показались мне весьма прагматичными. Многие уже работают, чуть ли не поголовно все озабочены неким саморазвитием (что приводит к тому, что вместо изучения предметов по программе они смотрят всякие «развивающие» видосики в интернете). Не факт, что эти видосики и впрямь что-то развивают, но по крайней мере позволяют студентам повысить самооценку («я ж не просто так в интернете сижу – я развиваюсь!»). Цель саморазвития, насколько я понимаю, в данном случае также крайне прагматичная – повысить свою стоимость на рынке труда, по принципу «лучшие инвестиции – инвестиции в себя».

Многие студенты видят различные негативные, деструктивные черты современной массовой культуры (отупляющая примитивность, пошлость, грубость и т. п.), но мало кто готов согласиться с мыслью о необходимости её регулирования. Большинство хочет потреблять контент без каких-либо ограничений, так как у них есть детская по своей сути убеждённость, что лично они никак от него пострадать не могут (точно так же, как дети обычно думают, что катастрофы и несчастные случаи всегда случаются с кем-то другим). Хотя у некоторых из студентов уже есть свои дети и постепенно начинают приходить мысли, как бы их оградить от всякой бяки...

Что ж, обычная история – молодёжь состарится и начнёт превращаться из ярых либералов в консерваторов. Но появится новая молодёжь и конфликт поколений начнётся с новой силой. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). Разве что низкопоклонство перед Западом может смениться низкопоклонством перед Востоком. Ну, поживём – увидим. Во всяком случае, равнение на восход, пожалуй, лучше, чем ориентация на закат...