Каждому новому поколению свойственно сетовать на то, какая нынче пошла молодёжь. Над этим можно иронизировать, но вообще интересно, в чем кроется разница между поколениями. Хорошо ли мы, взрослые, представляем, какая же в действительности современная молодёжь? И как это можно узнать? Очевидно, что для этого стоит как следует с этой самой молодёжью пообщаться и расспросить, чем она живёт и дышит. У меня выдалась такая возможность в предыдущем, весеннем семестре. Я работал с пятикурсниками с разных факультетов Нижегородского государственного педагогического университета. И среди прочего я задавал им в качестве домашнего задания написать эссе на тему «Как влияет на моё мировоззрение культура, в которую я погружён».
К сожалению, оказалось, что не все пятикурсники умеют писать эссе. Нередко попадался плагиат, эксперименты с использованием нейросетей. Но, по счастью, большинство студентов всё-таки с этим заданием худо-бедно да справились. Таким образом, в моём распоряжении оказались многие десятки текстов на заданную тему и можно обобщить тот материал, который в них изложен. А обобщив его, можно попробовать сделать выводы о поколении свежеиспечённых нижегородских педагогов. Итак, какие же они – эти люди, которые ныне активно вливаются в современную взрослую жизнь?
Для начала я уверено скажу, что это поколение, выросшее на книгах и фильмах о Гарри Поттере. Я не говорю что это хорошо или плохо – это просто констатация факта. Для них это классика. Соответственно, многие из моих студентов отмечали, что на их становление и воспитание эти книги и фильмы оказали достаточно значимое воздействие.
Удивляться тут, естественно, нечему. У нас после распада Советского Союза выстроенная и отлаженная система воспитания подрастающего поколения с помощью массовой культуры (книг, фильмов) рухнула, а культура, как и природа, не терпит пустоты. Соответственно, этот вакуум был замещён иностранной массовой культурой для детей и юношества. Впрочем, ничего плохого про Гарри Поттера я сказать не могу. (Смущает разве что попытка Джоан Роулинг задним числом записать профессора Дамблдора в геи. O tempora, o mores!). Мои студенческие годы пришлись на время обретения им популярности и я ещё успел почитать эти книги (не все) и посмотреть эти фильмы (не помню, все или не все), хотя уже и воспринимал их на тот момент как детские. Классикой для меня они, конечно, не стали, но в отличие от тех, кто этих книг не читал, я хоть представляю, почему они нравятся детям.
Так что же в них находят дети и подростки? Вот вам цитата из эссе одной студентки:
Главные герои романа учат нас быть смелыми, уметь постоять за себя и своих друзей. Книги о Гарри Поттере изменили моё мировоззрение. В пятой части «Орден Феникса» есть цитата, которая запомнилась мне надолго: «Мир не разделён на плохих и хороших. В каждом есть и светлая и тёмная сторона. Главное то, какую выбрал ты. Это определяет всё». Фраза Альбуса Дамболдора заставила меня задуматься о том, что мы сами определяем свою жизнь, не надо ничего бояться. Нужно следовать за своей мечтой, рисковать, ошибаться, потому что только тогда мы поймём, что нам действительно нравится.
В общем, герои книг Роулинг учат читателей жизни, прививают им любовь к чтению и некоторые философские представления (которые очень удобно вывешивать в качестве своих статусов в соцсетях).
Что ещё типично для этого поколения? Оно выросло на японской анимации. Многие студенты отмечали, что им нравится жанр аниме. Они хорошо в нём ориентируются, называют своих любимых режиссёров, любимые мультфильмы. Отмечают, что старшему поколению этот интерес не понятен, и пытаются отстоять этот жанр от нападок, отмечая, что в нём поднимаются многие сложные жизненные проблемы.
И вот тут нужно отдельно отметить большое влияние азиатской культуры на нашу молодёжь. Для меня это стало открытием. Мы ведь привыкли думать и сетовать на то, что молодёжь вестернизирована, что её мыслями повелевает Запад. Похоже, больше это не так (тут мы, скорее, судим по себе, ибо так было в конце XX века). Нынешняя молодёжь открыта восточным веяниям. Она смотрит корейские фильмы и сериалы (популярен такой жанр, как «дорама»). Многие, прежде всего девушки, слушают корейскую попсу (есть особый жанр – K-pop, аббревиатура от англ. Korean pop), отмечая её жизнерадостность, позитивность, способность заражать оптимизмом и желанием жить. Вот пара цитат из разных эссе.
Сейчас я отдаю предпочтение K-pop индустрии, в частности корейскому бойсбенду BTS. В период сложного момента, их творчество помогло мне отвлечься и заново открыться миру.
Не узнав о корейской поп-культуре, в моей жизни ничего бы не изменилось, но выходить из эмоционально нестабильного состояния было бы труднее и я осталась бы зажатым нерешительным человеком.
Некоторые студенты пишут, что в результате начинают углублённо интересоваться корейской культурой. Как написала одна студентка: «когда долго смотришь дорамы, хочется самой кому-нибудь поклониться при встрече».
От студентов я узнал, что бывают ещё и корейские комиксы (называются «манхва»). Их тоже почитывают, хотя японские комиксы известны гораздо шире.
Впрочем, не Кореей единой жив нынче русский студент. Точнее, студентки. Смотрят они и турецкие сериалы.
Без турецких исторических сериалов я бы не ценила мужскую смелость и отвагу, возможно, не придавала бы большое значение институту семьи, не понимала бы зачем бороться и отстаивать свой народ, свою веру и территорию.
Одна девушка написала даже, что под влиянием турецких сериалов очень прониклась темой ислама (а некоторые наивные студенты считают, что массовая культура не влияет на мировоззрение, всего лишь развлекает и только...).
Ну что тут сказать? Турецкие сериалы нынче – это «тема». На них залипают и студентки, и пенсионерки. (Да, мама?)
Эта прикормленная аудитория достаточно велика для того, чтобы специально для неё издавали популярные книжки о турецкой культуре (тут я поделюсь с вами любопытной рецензией на одну такую книжку, написанную доктором искусствоведения – с. 135–143).
Ещё одна общая черта, которая проходит красной нитью через многие эссе, признаться, меня удивила. Студенты массово ругают приложение Tiktok. За что? За то, что оно отнимает у них слишком много времени, которое можно было бы потратить с большей пользой – на учёбу, работу, общение с друзьями и так далее. Правда, готовы ли студенты отказаться от столь вредного приложения, их эссе умалчивают...
Музыку студенты слушают разную, но, конечно, в основном модную. Это, само собой, попса и, как альтернатива, рэп. Что ж, ожидаемо. Это во времена моей юности альтернативой попсе был рок. Нынче рок потерял свою былую вселенскую популярность и эту нишу заменил рэп. (Сдаётся мне, в дальнейшем рэп и попса сольются воедино. Впрочем, это к делу не относится.) Вот только во многих эссе мне резало глаз необычное написание этого слова – почему-то студенты часто пишут слово «рэп» как «реп».
В целом, нынешние студенты показались мне весьма прагматичными. Многие уже работают, чуть ли не поголовно все озабочены неким саморазвитием (что приводит к тому, что вместо изучения предметов по программе они смотрят всякие «развивающие» видосики в интернете). Не факт, что эти видосики и впрямь что-то развивают, но по крайней мере позволяют студентам повысить самооценку («я ж не просто так в интернете сижу – я развиваюсь!»). Цель саморазвития, насколько я понимаю, в данном случае также крайне прагматичная – повысить свою стоимость на рынке труда, по принципу «лучшие инвестиции – инвестиции в себя».
Многие студенты видят различные негативные, деструктивные черты современной массовой культуры (отупляющая примитивность, пошлость, грубость и т. п.), но мало кто готов согласиться с мыслью о необходимости её регулирования. Большинство хочет потреблять контент без каких-либо ограничений, так как у них есть детская по своей сути убеждённость, что лично они никак от него пострадать не могут (точно так же, как дети обычно думают, что катастрофы и несчастные случаи всегда случаются с кем-то другим). Хотя у некоторых из студентов уже есть свои дети и постепенно начинают приходить мысли, как бы их оградить от всякой бяки...
Что ж, обычная история – молодёжь состарится и начнёт превращаться из ярых либералов в консерваторов. Но появится новая молодёжь и конфликт поколений начнётся с новой силой. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). Разве что низкопоклонство перед Западом может смениться низкопоклонством перед Востоком. Ну, поживём – увидим. Во всяком случае, равнение на восход, пожалуй, лучше, чем ориентация на закат...