Со времён появления в 1895 году и до наших дней кинематограф неимоверно эволюционировал от невзрачной чёрно-белой картинки до захватывающих дух максимально реалистичных 3D спецэффектов. Поначалу в фильмах показывались обычные жизненные ситуации: прибытие поезда, выступление танцовщиц в кабаре, процесс строительства кораблей, полёт самолётов и т.д. Со временем режиссёрам и публике стало хотеться большего. Обыденность, которую все итак могли созерцать собственными глазами вокруг себя, всё меньше и меньше побуждала к походам в кинотеатр. Именно тогда кинематографисты и вспомнили о существовании шедевров мировой литературы.
Самой первой в истории экранизацией книги считается короткометражный фильм «Золушка» 1899 года по сказке братьев Гримм, снятый Жоржем Мельесом. Именно он первым догадался взять литературную основу для её визуализации.
За время существования кинематографа было создано невероятное количество экранизаций литературных произведений различных авторов разных стран, эпох и жанров. Самыми экранизируемыми среди писателей были У. Шекспир, братья Гримм, Э. Хемингуэй, Ч. Диккенс, Э.А. По, Г.-Х. Андерсен, Р.Л. Стивенсон, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А. Дюма, В. Гюго, А. Конан Дойл, А. Кристи, С. Кинг и др.
Не смог кинематограф обойти стороной и жанр научной фантастики. На мировые экраны в разное время выходили экранизации книг таких именитых авторов, как Жюль Верн, Филип Дик, Фрэнк Герберт, Артур Кларк, Герберт Уэллс, Роберт Шекли, Кир Булычёв, братья Стругацкие и многие другие. Не стал исключением и мой самый любимый автор в жанре научной фантастики Айзек Азимов.
Произведения Азимова я считаю научными в кубе, ведь он был не только писателем, но и учёным биохимиком, а так же популяризатором науки. Авторству его пера принадлежат как художественные, так и научно-популярные книги и статьи от генетики и астрономии до литературоведения. Азимов был многократным лауреатом премий «Хьюго» и «Небьюла». Кроме того, он относится к «Большой тройке» писателей-фантастов наряду с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном.
Самыми известными экранизациями книг А. Азимова можно назвать следующие: «Двухсотлетний человек» (США, Германия, 1999 год), «Я, робот» (США, Германия, 2004 год), «Конец вечности» (СССР, 1987 год).
Я люблю и уважаю всё творчество Азимова. Однако из всех его произведений больше всего моё сердце и мозг покорили книги из цикла «История Галактической империи» (или «Галактическая история»), в состав которого входит другой цикл «Основание» (или «Академия»).
Все эти книги объединены чётко выстроенной цепочкой повествования и последовательной хронологией взаимосвязанных событий. При прочтении данных циклов книг, нашему взору предстаёт невероятно реалистичная картина судеб различных людей, роботов, планет, миров и даже галактик. На протяжении всей хронологии событий мы проживаем рождения и смерти героев книг, расцвет и падение целых цивилизаций, зарождение и крах империй.
Не стану скрывать, что после прочтения всех книг из цикла «История Галактической империи», я мечтала и искренне надеялась, что кто-нибудь из режиссёров когда-нибудь решится экранизировать весь этот цикл, или хотя бы цикл «Основание».
И вот в сентябре 2021 года на горизонте замаячила «сбыча моей мечты». На всех мировых кино-ресурсах вышел сериал «Основание» по одноимённому циклу книг Айзека Азимова. Моей радости не было предела, но ненадолго…
С первой же серией 1-го сезона этого сериала мои надежды увидеть на экране полюбившихся мне героев и пережить заново вместе с ними весь ход событий рухнули, как карточный домик. То, что я увидела в сериале, совершенно не соответствовало содержанию книг. Единственное, что мне понравилось – это актёр Джаред Харрис, подобранный на роль психоисторика Гэри Селдона (в постаревшей версии себя), одного из ключевых персонажей цикла «Основание». Однако именного его и «слили» в первой же серии, да, так, что это совершенно не соответствует событиям в книгах. Но пойдём по порядку.
Раз уж речь зашла о «сливе» одного из важнейших героев цикла, то по книгам Гэри Селдон успел вырастить приёмного сына со своей женой (о ней поговорим отдельно), женить его, воспитать свою внучку и даже вместе с ней создать Вторую Академию. Но вот в сериале его сын оказался чернокожим (абсолютно серьёзно) «гангстером», который зверски зарезал папку, после чего был казнён путём выброса в открытый космос, оставив свою чернокожую (и снова серьёзно) беременную жену брошенную в гордом одиночестве на космическом корабле.
Если вы попытаетесь обвинить меня в расизме за мои акценты на цвете кожи актёров, то зря. Я не против чернокожих актёров в кино в целом, но считаю, что при экранизации всемирно известных литературных произведений, следует придерживаться описания внешности героев в книгах, проводя подбор актёров на эти роли.
Так, возвращаясь к Рейчу (приёмному сыну Гэри Селдона), по книгам они встретились в секторе Даль планеты Трентор, которая являлась столицей Галактической империи. Важно отметить, что жители всех секторов Трентора имели свои внешние отличительные особенности. Так далийцы, к которым как раз и относился Рейч, имели «чёрные курчавые волосы и густые чёрные усы» (с), так выглядел и повзрослевший сын Гэри. Кроме того, «он был невысок, но крепок, мускулист и ловок…»(с). Повзрослевший Рейч, помогая своему приёмному отцу, вносит большой вклад в развитие науки психоистории (если вкратце, эта наука позволяет путём анализа поведения людей и математических расчётов предсказывать будущее планет и империй). В процессе своей работы он знакомится со своей женой, с которой в последствие у него появляется двое детей, а погибает он во время восстания. Таким образом, по книге Рейч не был чернокожим, не убивал своего приёмного отца и, уж конечно, никто из сторонников его отца не выбрасывал Рейча в открытый космос.
Что касается жены Рейча, то в сериале её нарекли Гаал Дорник, хотя по книгам Гаал Дорник – это совсем другой персонаж, к тому же мужчина, который был учёным математиком, и был приглашён Гэри Селдоном для работы над психоисторией. По книге же жену Рейча звали Манелла Дюбанкуа, и она была офицером службы безопасности имперского дворца. В сериале её сыграла невысокая чернокожая актриса с афро-косами. А вот в книге она описывалась следующим образом: «Такая женщина! Стройная, немного выше его ростом (как раз такие ему и нравились), белокожая, с пышной гривой рыжеватых волос» (с).
Я понимаю, что современное веяние толерантности вынуждает режиссёров и менеджеров по кастингу подбирать на роли актёров разных расовых групп, но всё же я считаю совершенным извращением данную интерпретацию героев книг.
Ещё одним таким извращением, продиктованным современными веяниями социально-гендерной повестки общественности, является персонаж Эдо Демерзель (он же Четтер Челвик, он же робот Дэниел Оливо). Советник императора Клеона в сериале представлен молодой женщиной-роботом, спокойно нарушающей три закона робототехники:
● Первый закон
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием позволить человеку причинить вред, если только это не противоречит Нулевому закону.
● Второй закон
Робот должен подчиняться приказам, отдаваемым ему людьми, за исключением случаев, когда такие приказы противоречат Нулевому или Первому закону.
● Третий закон
Робот должен защищать свое собственное существование до тех пор, пока такая защита не противоречит Нулевому, Первому или Второму закону.
Согласно книге советник был мужчиной-роботом «среднего роста и веса с короткими волосами бронзового цвета» (с). Он никогда не нарушал законов робототехники.
Как я понимаю, Эдо Демерзеля в сериале сделали женщиной в угоду современному феминизму. Но вот в чём прикол: дело в том, что Азимов и сам был сторонником здравого феминизма. И в его произведениях героини-женщины всегда были наравне с героями-мужчинами. Если бы создатели сериала действовали согласно первоисточнику, то ставить на место советника императора женщину не было бы никакого смысла. Ведь в книгах цикла «Основание» полно сильных, независимых, умных и поистине героических женских персонажей.
Так, например, жену Гэри Селдона, Дорс Венабили можно смело назвать истинным воплощением всех феминистских идей. Она хороша собой, невероятно умна, знает несколько языков, владеет боевыми искусствами, не соответствует общепринятым стереотипам и регулярно спасает жизнь Гэри, то есть мужчине.
Так же яркими представителями феминизма в книгах цикла можно назвать и вышеупомянутую Манеллу Дюбанкуа и её дочь Ванду, внучку Гэри Селдона.
В общем, если говорить конкретно о сериале «Основание», то уже после первого сезона я утратила всякое желание его смотреть. Негодование и разочарование – вот те эмоции, которые вызвал у меня просмотр данного сериала. Да, как научно-фантастический сериал без привязки к конкретным книгам, он неплох, но если всё же брать во внимание, что авторы сериала позиционируют его, как экранизацию цикла «Основание» Айзека Азимова, то у меня кровь из глаз и самовозгорание пятой точки.
К великому сожалению, современный кинематограф рискует пасть жертвой неимоверного количества социальных, гендерных, политических и прочих предрассудков. Примерами такого падения уже стали сериал «Ведьмак» по книгам А. Сапковского, кино-ремейк мультфильма «Русалочка» от студии Disney, сериал «Анна Болейн» (2021 год), сериал «Царица Клеопатра» (2023 год) и многие другие.
Если руководство киностудий в ближайшее время не пересмотрит своей политики хотя бы к экранизациям книг и реальных событий, такой подход к подбору актёров в конечном итоге может привести к обратному расизму, где белые актёры нормальной сексуальной ориентации будут считаться меньшинствами. Моё мнение: сниматься в кино имеют право все актёры, задача же менеджеров по кастингу и режиссёров состоит в том, чтобы актёры соответствовали своим персонажам.
Автор: Кашина Дарья (Daria Flame Princess)
P.S. Данная статья не призывает к неприязни или ненависти по какому-либо признаку, несёт сугубо развлекательный характер и является субъективным мнением автора.