Психологи из Университета Дьюка провели интересный эксперимент, чтобы изучить влияние мотивации и стресса на память. В эксперименте участвовало несколько сотен людей, которым предложили представить, что они собираются ограбить музей. Одной группе говорили, что они уже совершают ограбление и их задача - найти самые ценные экспонаты. Другой группе же говорили, что они только планируют ограбление и задача состоит в том, чтобы найти самые ценные картины для будущей кражи.
Игра в музей была представлена в виде компьютерной игры, где на экране были разноцветные двери, за которыми скрывались картинки, сопровождаемые их стоимостью. Участники эксперимента должны были выбирать двери и находить картинки с наибольшей стоимостью. В конце эксперимента, участники получали призы, основанные на сумме украденных картинок или сумме картинок, запланированных к будущей краже.
Результаты эксперимента показали, что участники первой группы, которым сказали, что они уже совершают ограбление, собрали больше денег по сравнению с участниками второй группы, которым сказали, что они только планируют ограбление. Однако участники второй группы запомнили больше картинок и их стоимость по сравнению с первой группой.
На следующий день все участники эксперимента были приглашены в лабораторию, чтобы просмотреть сто семьдесят пять изображений, сто из которых они видели во время игры в музейные грабители, а семьдесят пять изображений были новыми. Участники должны были не только вспомнить, видели ли они конкретную картинку, но и сколько она стоила.
Интересно, что участники второй группы, которым сказали, что они только планируют ограбление, лучше помнили как сами картинки, так и их стоимость. Это наблюдение подтверждает, что разные виды мотивации влияют на память и сама память работает по-разному в разных ситуациях.
Как оказалось, участники первой группы, которым сказали, что они уже совершают ограбление, лучше решали задачу в игре, но при этом забывали текущие обстоятельства. Они были под стрессом и испытывали психологическое давление, что отвлекало их от запоминания деталей.
С другой стороны, участники второй группы, которым дали достаточно времени для планирования ограбления, были менее подвержены стрессу. Они могли сосредоточиться на запоминании и в результате лучше запомнили картинки и их стоимость.
Исследование также указывает на то, что попытка запомнить что-то в ситуации, когда время ограничено или есть срочные задачи, может быть сложной и неэффективной. Стресс и давление могут отвлекать нашу память и снижать ее эффективность. Поэтому не стоит расстраиваться, если мы не смогли запомнить что-то в таких условиях.
Этот эксперимент также можно отнести к ситуации с экзаменами, когда мы пытаемся запомнить много информации за короткий промежуток времени. Часто мы сталкиваемся с подобным стрессом и давлением, что может негативно сказываться на нашей способности запоминать информацию.
Таким образом, исследование показывает, что мотивация и стресс могут влиять на нашу память. Распределять свои умственные ресурсы и время между запоминанием и выполнением срочных задач может помочь нам эффективнее использовать свою память.