Действие драмы Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» происходит в США в 1858 году – то есть накануне начала Гражданской войны, приведшей к уничтожению рабства. В основе сюжета – история чернокожего раба Джанго, который благодаря покровительству бледнолицего охотника за головами получает свободу и ценой большой крови вырывает свою любимую жену из рук жестокого плантатора. Фильм стилизован под популярный в 1960-1970-х годах жанр итальянского спагетти-вестерн, отличительными чертами которого являются ставка на эффектный визуальный ряд, эпичные характеры героев, мощное (стилизованное под оперные композиции) музыкальное сопровождение и символичность событий в ущерб реализму.
Последний прием вызывает больше всего вопросов к фильму – не потому, что он плох, а потому, что сюжет затрагивает самую больную проблему американской истории, которая до сих пор будоражит умы общественности, – рабовладение. «Джанго освобожденный» при всей своей экстравагантности претендует на лавры серьезного кино, призванного открыть зрителю глаза на ужасы, которые творились на плантациях, где использовался рабский труд. Так, по крайней мере, заявлял в своих интервью сам Тарантино.
А между тем до нас дошло иное мнение исполнителя роли злодея, всеобщего любимца Леонардо ДиКаприо. Звездный красавчик не раз обращался к режиссеру с гамлетовским вопросом – не перегибает ли он палку в изображении ужасов рабовладения? Например, кровавая игра в так называемую «борьбу Мандинго» – явная выдумка режиссера, так же, как и ку-клус-кланы в 1858 году (в то время они еще не существовали).
На это Тарантино степенно отвечал, что в его фильме показана лишь половина страшилок рабовладельческого Юга. ДиКаприо не стал спорить с режиссером и впоследствии заявил, что прочитал десятки статей об американском рабовладении, посмотрел на эту тему документальное кино и пришел к выводу, что «Джанго освобожденный» вполне «реалистичен».
А между тем в картине так много крови, насилия и убийств, что даже самый искушенный зритель усомнится в исторической достоверности фильма. Вообще изобилие жестокости убивает гуманистический посыл этой истории. Путь свободы для бедной чернокожей женщины-рабыни устлан трупами и залит кровью – и это, безусловно, не самый лучший способ донести до зрителя нашумевшую идею «black life matters». Элементы черной комедии и гиперреализма добавляют фильму перца, но – увы! – приучают зрителя к жестокости, которая заслоняет его гуманистический подтекст.
Одна из ключевых сцен фильма – убийство охотником за головами главного злодея в исполнении ДиКаприо. Тарантино придавал принципиальное значение этому сюжетному ходу как предвестнику Гражданской войны, которая разразилась не только по социально-экономическим, но и идеологическим причинам. Патриархальный уклад Юга, покоящийся на рабовладельческом труде, был бельмом на глазу индустриального Севера – и наоборот, так что кровопролитный конфликт был неизбежен. История не знает сослагательного наклонения – вероятно, по этой причине Тарантино ставил знак равенства между свободой и человеческой мясорубкой.
При внимательном просмотре создается ощущение, что режиссер стремился не столько к изображению исторической достоверности, сколько к ее стилизации, акцентировал внимание не на фактах, а на эффектном визуальном ряде, словом – предпочел форму содержанию, чем так грешат современные костюмированные киноленты. Кстати, «Джанго освобожденный» не является вестерном в полном смысле этого слова. События классического вестерна обычно происходят в период конца Гражданской войны до начала 20 века, его события разворачиваются в гористой местности, среди героев обязательно присутствуют крутые ковбои. «Джанго освобожденный» не попадает ни под один из этих пунктов; тем не менее, его стилистика явно бьет на эффект и отсылает к знаменитым итальянским вестернам 1960-1970-х годов.
Еще одна проблема фильма – его затянутость. Многим поклонникам Тарантино такой стиль повествования по душе: они искренно считают, что это придает действию эпик. Но сюжет драмы довольно прост и незамысловат, он груб, жесток и бескомпромиссен, и даже самый оптимистичный зритель вряд ли увидит в нем хотя бы проблеск надежды – несмотря на то, что герой все-таки добился своего и освободил жену.
Такие фильмы как «Джанго освобожденный» ничему не учат. Они опустошают зрителя, хотя многие почему-то считают, что подобное кино может развлекать. Никто не отрицает ужасов рабовладения, но вряд ли даже самые циничные политики признают целесообразным тот способ борьбы с ним, который демонстрирует фильм Тарантино. В названии герой назван «освобожденным» – в первую очередь, от рабства, разумеется. Но затем Джанго превратился из жертвы в матерого охотника за головами и таким образом окончательно раскрепостился, то есть вслед за своим шефом вступил на путь борьбы за свободу по-американски.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))