Найти тему

Самый лишний из нелишних. Можно ли приписать Чацкого к «лишним людям»?

Горе от ума(1977)- кадры из фильма
Горе от ума(1977)- кадры из фильма

Давайте разберемся. В первую очередь лишний человек- социально-психологический тип разочарованного русского дворянина, запечатленный в русской литературе в рассвет 19 века. Впервые вошел в обиход после публикации в 1850 году повести Тургенева «Дневник лишнего человека».

Архисемой лишнего человека является сплав душевной лени и безответственности. Такие люди зачастую обладают несоизмеримым талантом, но увы, не знают куда податься, и живут, впустую растрачивая невостребованные таланты. Об этом упоминал литературный критик Николай Александрович Добролюбов в статье «Что такое обломовщина».

К лишним людям в русской литературе относят- Онегина(«Евгений Онегин»), Печорина(«Герой нашего времени»), Обломова(«Обломов»), Рудина(«Рудин»), Бельтова(«Кто виноват?») и др. Но бытует мнение, что Чацкий тоже лишний, так ли это на самом деле?

Крылатая фраза главного героя комедии «Горе от ума». Посыл таков: он не станет ради карьеры угодничать, льстить начальству, унижаться. Прислуживаться какому-то барину или богатому человеку будет унизительно для Чацкого.
Крылатая фраза главного героя комедии «Горе от ума». Посыл таков: он не станет ради карьеры угодничать, льстить начальству, унижаться. Прислуживаться какому-то барину или богатому человеку будет унизительно для Чацкого.

Аленсандр Чацкий - персонаж с ярко выраженным чувством ответственности: он хранит в душе любовь с детства, а также служит делу, а не лицам. Он заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарён образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию и национальным традициям.

Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека. 

    Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем.

Фамусов и Чацкий
Фамусов и Чацкий

Так грибоедовский герой, подобно лишним людям, вступает в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если первые лишь страдают и бездействуют, то «в озлобленной мысли» Чацкого «слышится здоровый позыв к делу...». «Он чувствует, чем недоволен», ибо его идеал жизни вполне определен: «свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество». Активное же противостояние Чацкого тем, «чья вражда к свободной жизни непримирима», позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — «служить делу», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин», «в науки вперить ум, алчущий познаний». Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, - к чему он и стремится. 

   Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия и самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни, и продолжают жить, впустую растрачивая невостребованные таланты.

Лишними людьми также называют антиобразчиков- персонажей обаятельных, но подражения не достойных.

Для лишних людей также характерна лень. Героя к этой группе соотнести никак нельзя: «Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног» - с ранья Чацкий приезжает к Софье Фамусовой, чтобы поскорей её увидеть. «С корабля на бал»- герой не боится резкой смены обстановки.

Сравним Чацкого с явными и самыми популярными представителями этого типа- Онегиным и Обломовым.

Евгений Онегин проспал собственную дуэль.
Спящий Евгений Онегин
Спящий Евгений Онегин
Илья Обломов, в свою очередь, так же рано как Чацкий встаёт, примерно, абсолютно никогда.
Обломов(1979). Сон как образ жизни.
Обломов(1979). Сон как образ жизни.

А. Гончаров в своей критической статье «Мильон терзаний» писал, что Чацкий «нравственно выше и умнее» Онегина и Печорина, а также, что он «начинает новый век», в то время как «Ими заканчивается время».

Подводя итог: Чацкий, возможно, имеет черты лишнего человека (не нашёл применения своему потенциалу), но куда больше имеет отличий. Отнести его к данному литературному типу никак нельзя.