Найти тему

Как отменяют русскую литературу в ЕГЭ?

Короткий пост негодования о проблеме, о которой говорить нужно СРОЧНО! 😬😬😬

На днях вниманию общественности предложили новую версию ЕГЭ по литературе и, соответственно, кодификатор литературных произведений, которые должны освоить ученики, сдающие ЕГЭ по литературе. Да, пока что это проект, но с большей долей вероятности, как это бывает на практике, он будет утвержден. Очередные бессмысленные изменения в структуру экзамена рассматривать не буду, чтобы не утруждать читателя, но вот о главном решении чиновников от образования промолчать не могу.

Итак, в этом году легким движением разработчики экзамена удалили все произведения Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя из списка, необходимого для сдачи экзамена по литературе. Аргументация, судя по всему, такая: с творчеством вышеуказанных писателей школьники познакомились в 9 классе, а значит, читать снова "Евгения Онегина", "Героя нашего времени" и "Мертвые души" в 11 классе уже бессмысленно. Не соответствует заданным стандартам ФГОС, так сказать.

Далекие от повседневной жизни чиновники, однако, не подозревают, что среднестатистический школьник 9 класса, как правило, еще не знает, что через пару лет, в 11 классе, ему потребуется сдача ЕГЭ по литературе, поэтому на практике (это подтвердит любой педагог!) школьник начинает более глубокое знакомство с нашей литературой, к сожалению, только в 11 классе, когда де-факто и начинается подготовка к экзаменам. Теперь же в новых обстоятельствах условный выпускник, только в 11 классе решивший готовиться к ЕГЭ по литературе, начнет знакомство с русской литературой со второй половины XIX века, минуя первую.

Кроме этого, сотрудники ФИПИ, которые подготовили эту мину замедленного действия, видимо, не подозревают, что русская литература второй половины XIX века и XX века связана, как говорится, руками и ногами с более ранним периодом. Как можно, например, изучать "маленького человека" Чехова без понимания "маленького человека" Пушкина и Гоголя? А можно ли говорить о романтизме М. Горького, если не разобраться с романтизмом Лермонтова? Но никого эти вопросы более не волнуют, важнее ведь причесать новый кодификатор под требования ФГОС и, видимо, показать свою бурную деятельность.

Теперь выпускник 11 класса будет знать о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова лишь обзорно.
Теперь выпускник 11 класса будет знать о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова лишь обзорно.

На данный момент мы видим лишь сужение, облегчение программы. Но в перспективе мы увидим сдавших ЕГЭ по литературе выпускников, которые не знают ни "Медного всадника", ни "Ревизора", ни "Мцыри" (в программе их ведь больше нет!). А еще в более долгосрочной перспективе получим того самого "квалифицированного потребителя", по выражению бывшего министра образования, иными словами - откровенного дебила.

Добавлю еще "из приятного" в новом кодификаторе:

а) Теперь абсолютно убогий "Иван Денисович" Солженицына входит в, так сказать, список 12 лучших книг, которые школьники точно получат на экзамене для анализа. Так, Солженицын, о котором я писал ранее, приравнен к Достоевскому, Тургеневу и Чехову. Полноценная замена Пушкину и Лермонтову от российских чиновников готова!

б) В перечень писателей, с творчеством которых нужно, как минимум, ознакомиться, добавлен советский диссидент Георгий Владимов, поэт Дмитрий Пригов, для которого Россия - "дебелое, ленивое, развалившееся", Тимур Кибиров, называвший в одном из интервью нашу страну "фашистским государством", сотрудник английской разведки С. Моэм и проч.

И когда я смотрю на все это, у меня возникает когнитивный диссонанс, ибо сталкиваюсь с неким парадоксом. По всем каналам говорят про отмену русской культуры, снос памятников на территории бывших братских республик и при этом твердят про нашу отчаянную борьбу за сохранение исторического наследия, а разработчики от ФИПИ, на которых в том числе и лежит важнейшая функция по образованию молодого поколения, открыто убирают из списка обязательного чтения для подготовки к экзамену русских классиков 19 века.

Как можно классифицировать эти действия, если не диверсией?

Прошу распространить данную статью, чтобы данный проект ФИПИ не был утвержден!

Подписывайтесь на канал!