Короткий пост негодования о проблеме, о которой говорить нужно СРОЧНО! 😬😬😬
На днях вниманию общественности предложили новую версию ЕГЭ по литературе и, соответственно, кодификатор литературных произведений, которые должны освоить ученики, сдающие ЕГЭ по литературе. Да, пока что это проект, но с большей долей вероятности, как это бывает на практике, он будет утвержден. Очередные бессмысленные изменения в структуру экзамена рассматривать не буду, чтобы не утруждать читателя, но вот о главном решении чиновников от образования промолчать не могу.
Итак, в этом году легким движением разработчики экзамена удалили все произведения Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя из списка, необходимого для сдачи экзамена по литературе. Аргументация, судя по всему, такая: с творчеством вышеуказанных писателей школьники познакомились в 9 классе, а значит, читать снова "Евгения Онегина", "Героя нашего времени" и "Мертвые души" в 11 классе уже бессмысленно. Не соответствует заданным стандартам ФГОС, так сказать.
Далекие от повседневной жизни чиновники, однако, не подозревают, что среднестатистический школьник 9 класса, как правило, еще не знает, что через пару лет, в 11 классе, ему потребуется сдача ЕГЭ по литературе, поэтому на практике (это подтвердит любой педагог!) школьник начинает более глубокое знакомство с нашей литературой, к сожалению, только в 11 классе, когда де-факто и начинается подготовка к экзаменам. Теперь же в новых обстоятельствах условный выпускник, только в 11 классе решивший готовиться к ЕГЭ по литературе, начнет знакомство с русской литературой со второй половины XIX века, минуя первую.
Кроме этого, сотрудники ФИПИ, которые подготовили эту мину замедленного действия, видимо, не подозревают, что русская литература второй половины XIX века и XX века связана, как говорится, руками и ногами с более ранним периодом. Как можно, например, изучать "маленького человека" Чехова без понимания "маленького человека" Пушкина и Гоголя? А можно ли говорить о романтизме М. Горького, если не разобраться с романтизмом Лермонтова? Но никого эти вопросы более не волнуют, важнее ведь причесать новый кодификатор под требования ФГОС и, видимо, показать свою бурную деятельность.
На данный момент мы видим лишь сужение, облегчение программы. Но в перспективе мы увидим сдавших ЕГЭ по литературе выпускников, которые не знают ни "Медного всадника", ни "Ревизора", ни "Мцыри" (в программе их ведь больше нет!). А еще в более долгосрочной перспективе получим того самого "квалифицированного потребителя", по выражению бывшего министра образования, иными словами - откровенного дебила.
Добавлю еще "из приятного" в новом кодификаторе:
а) Теперь абсолютно убогий "Иван Денисович" Солженицына входит в, так сказать, список 12 лучших книг, которые школьники точно получат на экзамене для анализа. Так, Солженицын, о котором я писал ранее, приравнен к Достоевскому, Тургеневу и Чехову. Полноценная замена Пушкину и Лермонтову от российских чиновников готова!
б) В перечень писателей, с творчеством которых нужно, как минимум, ознакомиться, добавлен советский диссидент Георгий Владимов, поэт Дмитрий Пригов, для которого Россия - "дебелое, ленивое, развалившееся", Тимур Кибиров, называвший в одном из интервью нашу страну "фашистским государством", сотрудник английской разведки С. Моэм и проч.
И когда я смотрю на все это, у меня возникает когнитивный диссонанс, ибо сталкиваюсь с неким парадоксом. По всем каналам говорят про отмену русской культуры, снос памятников на территории бывших братских республик и при этом твердят про нашу отчаянную борьбу за сохранение исторического наследия, а разработчики от ФИПИ, на которых в том числе и лежит важнейшая функция по образованию молодого поколения, открыто убирают из списка обязательного чтения для подготовки к экзамену русских классиков 19 века.
Как можно классифицировать эти действия, если не диверсией?
Прошу распространить данную статью, чтобы данный проект ФИПИ не был утвержден!
Подписывайтесь на канал!