Наталья Сергеевна решила не проверять дальше. Сегодня точно её последний день... Она хотела выйти из школы, чтобы осуществить непоправимое намерение, но вдруг в кабинет зашёл директор...
- Наталья Сергеевна, у вас что-то случилось? У вас такой бледный вид!
- Я... решила, что мне не стоит больше жить.
- Но почему? Потому что я лишил вас премии?
- Да не нужна мне ваша премия... Ничего уже не нужно... Просто ужасный сегодня день. Не хочу, чтобы когда-нибудь ещё были такие дни. Если это повторится, я не выдержу!
- Ну что вы, Наталья Сергеевна! Не надо так переживать! У всех бывают плохие дни, и у меня тоже... Зачем так остро реагировать?
- Да я и сама не понимаю, что со мной происходит. Не в первый раз такой день... но в первый раз такое состояние! И в последний, потому что это невыносимо!
- Наталья Сергеевна, - мягко сказал Иван Захарович, - наверное, вы просто устали. Вам нужно оформить больничный, потому что депрессия - это болезнь. Я бы вам посоветовал в течение недели вообще не думать о литературе.
- Что? Но я всё время думаю о литературе, поэтому это невозможно!
- Найдите себе какое-нибудь хобби. Нельзя всё время думать об одном.
- Но литература - это моя жизнь! Мне не нужно ничего, кроме литературы!
- Когда она вас бьёт, нужно знать, куда бежать.
Тогда Наталья Сергеевна решила увлечься рисованием. Однако в течение недели она не могла ничего делать и всё время плакала, вспоминая об ужасном дне... Как с ней такое могло случиться? Это великая несправедливость! Особенно двойка отличника Викторова и сочинения... Стоит ли жить после этого? Конечно, нет! Наталья Сергеевна не выйдет с больничного! Она вообще никуда больше не выйдет... Нет, надо всё-таки попробовать явиться на работу: вдруг станет легче? Умом-то Вопилкина понимала, что оснований для мыслей о самоубийстве нет, но сердце почему-то упорно их диктовало...
Наталья Сергеевна не могла выйти на работу, когда ей хотелось: наступили каникулы. А Викторов-то не аттестован... Двойку обязательно нужно исправить! Нет, нельзя допускать, чтобы отличники получали двойки... Нельзя жить... Почему Викторов не собирается приходить на каникулах? Это же ему надо, а не учительнице! Он один в классе не аттестован! Наталья Сергеевна сжала кулаки: лучший ученик, которого ставили в пример все учителя, осмелился не прочитать "Муму"! А теперь ещё исправлять двойку не приходит, когда учительнице так хочется работать! Ничего, в следующей четверти исправит!
Викторов не явился на первый урок литературы в четвёртой четверти.
- Ему надо двойку исправлять, а он прогуливает! - хмыкнула Наталья Сергеевна.
Вдруг перед её глазами поплыли какие-то круги. Снова возникли суицидальные мысли, снова появилось чувство обиды на весь мир... Значит, после уроков надо будет заняться рисованием!
- Викторов лежит в реанимации с тяжёлым отравлением, - отрапортовала староста. - Возможно, не выживет.
"Он-то в пятом классе не может думать о суициде, - подумала Наталья Сергеевна. - Наверное, съел что-то не то. А я в свои 50 лет могу! Мне бы тоже отравиться!"
- Ну, что ж, как поправится, пусть исправляет двойку! Но у меня такое ощущение, что он специально лёг в реанимацию, чтобы от литературы отмазаться! Если он выживет, значит, это так!
И снова круги перед глазами... Целую неделю Наталья Сергеевна очень плохо себя чувствовала, но все врачи говорили, что она абсолютно здорова и нечего выдумывать. А потом резко отпустило. Зачем думать об этом противном Викторове, когда он в реанимации? Лучше пока забыть!
Конец учебного года прошёл для Натальи Сергеевны нормально. Лишь иногда без причин возобновлялись приступы депрессии, но они были такими редкими, что можно было не обращать на них внимания. Лето можно было посвятить чтению и рисованию... Казалось, теперь всё будет идти своим чередом...
В начале августа Наталья Сергеевна встретила в магазине Викторова. Выздоровел, значит!
- Толя, а я уже считала, что ты умер! Ты в курсе, что у тебя неаттестация по литературе?
Викторов побледнел и убежал.
- Это ж надо так не любить литературу! - громко возмутилась Вопилкина и потянулась за банкой имитации чёрной икры. Банка разбилась, и всё её содержимое оказалось на полу. Пришлось заплатить за банку... Кроме того, Наталья Сергеевна получила штраф за шум в общественном месте. Ничего страшного! Пора выбирать кабачки! Выбрала. Теперь нужно их взвесить. По закону подлости, перед Натальей Сергеевной взвешивала свой товар плохо соображающая старушка... Она копалась минут десять, а затем повернулась к Вопилкиной:
- Разве ты не видишь, что я мучаюсь? Помогла бы!
Но старушка, которая стояла за Натальей Сергеевной, этого не слышала, поэтому и взъелась на "копающуюся" учительницу:
- У тебя мозгов нет?
Наталья Сергеевна поняла, что наступил такой же день, как в марте, перед каникулами, но на этот раз у неё не возникло никаких депрессивных настроений. И чего тогда сходила с ума? Зачем переживать из-за такой ерунды? Наверное, тогда просто была магнитная буря...
Но почему кассир со всеми общается приветливо, а с Натальей Сергеевной - нет? Может быть, ей просто показалось? Не может же она просто так кому-то не понравиться! Она идеальный человек!
Продукты закуплены, но приготовить ничего невозможно: в доме на целый день отключили свет. Придётся идти в ресторан... Везде всё занято! Тогда фастфуд. Сотрудник заведения "Вкусно и точка" швырнул заказ на стол Наталье Сергеевне и даже не извинился. Тут уже учительница не выдержала:
- Извините, со мной что-то не так? Все сегодня со мной так обращаются!
- Да с вами всё не так! Вы противная! Будь моя воля, вообще бы вам заказ не отдал! Смотрю на вас и вспоминаю детскую обиду!
"Завтра будет лучше", - подумала Наталья Сергеевна перед сном. Однако и назавтра всё было точно так же... Каждый день учительница по совету Ивана Захаровича выбиралась то на природу, то в музей, то в театр, но обязательно везде было что-то не так. И теперь Вопилкина всегда была одна... Друзья отвернулись от неё. Все сразу. Причём неизвестно, по какой причине... "Это потому, что сейчас лето, - думала Наталья Сергеевна. - Лето - это всегда кризис".
Не наладилось и в сентябре... Наталья Сергеевна перестала получать былую отдачу от учеников. Большинство выполняло задания, но очень неохотно и формально... Пришлось изменить критерии выставления оценок, чтобы не портить статистику, но и по этим обновлённым критериям пятёрок было мало, а двоек - много...