Найти в Дзене
WarGonzo

Нигер: что зреет в саваннах Сахеля

Когда в Нигере произошёл переворот, и на карте Африки внезапно замаячило ещё одно дружественное нам государство, все бросились следить за развитием событий. Казалось, вот-вот полыхнёт. Но Африка, по крайней мере Сахель, к которому теперь прикованы взгляды, живёт в своём ритме. За резкими выпадами следуют томительные дни разъяснений, почему ничего не изменилось и почему все пока при своих. Попробуем объяснить, что же там происходит. Последним по времени ярким и резким жестом со стороны военного правительства Нигера стало вчерашнее заявление об объявлении французского посла персоной нон-грата. Следом был сделан вброс, что послов США и Германии также попросили на выход. Однако к вечеру выяснилось, что это была провокация со стороны французов. Только их одних здесь особенно не любят. С остальными как-то готовы мириться. В конце концов, пожар, который может полыхнуть на континете, учитывая темперамент и опыт закулисных разжигателей окажется страшной катастрофой. До поры «цивилизованный

Когда в Нигере произошёл переворот, и на карте Африки внезапно замаячило ещё одно дружественное нам государство, все бросились следить за развитием событий. Казалось, вот-вот полыхнёт.

Но Африка, по крайней мере Сахель, к которому теперь прикованы взгляды, живёт в своём ритме. За резкими выпадами следуют томительные дни разъяснений, почему ничего не изменилось и почему все пока при своих. Попробуем объяснить, что же там происходит.

Последним по времени ярким и резким жестом со стороны военного правительства Нигера стало вчерашнее заявление об объявлении французского посла персоной нон-грата. Следом был сделан вброс, что послов США и Германии также попросили на выход. Однако к вечеру выяснилось, что это была провокация со стороны французов. Только их одних здесь особенно не любят. С остальными как-то готовы мириться.

В конце концов, пожар, который может полыхнуть на континете, учитывая темперамент и опыт закулисных разжигателей окажется страшной катастрофой. До поры «цивилизованный мир» старается оттянуть это событие. Не потому, что птичку жалко – им это чувство чуждо – не хотят пока распыляться. В центре внимания сейчас наш фронт. Западу от века проще потихоньку кормить деструктивные силы, чтобы никто из африканцев не чувствовал себя в безопасности.

Вообще, когда только начинаешь следить за новостями из Африки, быстро понимаешь, какой Ад там творится. Каждый день перестрелки, стычки, радикальные исламисты, военные элиты, заезжие ЧВК, гвардии президентов – все они мутузят друг-друга в перманентном режиме. Не знаем, что там про жизнь чёрных, но кровь чёрных не имеет никакого значения и льётся на континенте рекой.

Самое удивительное, что только очередной переворот консолидирует общество. Здесь начинает жить надежда. А потом приходит какой-нибудь ЭКОВАС и устраивает резню. Сейчас в Нигере время надежд. У страны есть шанс, но никто его им не даст, конечно.

Кто против? Глобально, конечно, Франция и французские капиталисты. Все остальные держат руку на пульсе.

Эмиссары США снуют и привычно пытаются контролировать то, что к ним даже не имеет никакого отношения. Военное правительство Нигера ведёт себя с ними очень аккуратно. Никаких заявлений о выдворении американской военной базы официально не было сделано. Народ требует, это да. Со Штатами в Нигере не пытаются заигрывать, но и на конфликт пока не идут.

Есть несколько игроков мирового уровня, которые тоже не прочь влезть в Африку. Турки чувствуют, что в мировом пожаре им всегда будет чем поживиться. По крайней мере, пока на них ставят в игре против России.

Китай научился вкладывать, но пока не научился контролировать. Ментальная пропасть колоссальная к тому же. Тут надо танцевать и бить в бубны. Вы когда-нибудь видели китайца в танце и с бубном? То-то же.

Мы как обычно медлительны и осторожны. Наш МИД до сих пор ухитряется официально осуждать переворот в Нигере. Слава Богу, заявления МИДа никто не читает.

Быстр и резок здесь был Пригожин, представлявший в одного и МИД и МО. Ещё и с бубном, хоть и виртуальным. Чёткий, белый, свой на континенте. Местные всегда чувствовали одно – наши хотят помочь, наши способны на эмпатию. В Мали, в ЦАР, в Буркина-Фасо... Где-то промелькнуло, что Пригожин за день до возвращения в Москву был именно в Нигере. Узнаем позже по результатам. Пока практика показывает, что многие сделанные им при жизни вещи, продолжают работать и после смерти.

Все остальные игроки – Нигерия, Конго, Сенегал и прочие члены ЭКОВАС – выглядят не очень уверенно. Угрожают, выдвигают ультиматумы, потом отбегают, делают вид, что ничего не было. Опять же, манера быстро взрываться и быстро остывать. Совсем горячие парни.

Почему так? Во-первых, в прямую их интересов здесь нет, есть интересы закулисы. Во-вторых, эти страны всё так же разъедаемы внутренними проблемами. Там стреляют, как было написано выше, в ежедневном режиме.

Много проблем от радикальных исламистов и у союзников Нигера. Местные филиалы ближневосточной жабы агрессивны и неуёмны. Глядя со стороны, хочется как-то их уже вразумить. Обезьяны бога, кидаются на своих пикапчиках на цели, указанные хозяевами из-за океана, не зная или не чувствуя, что служат кому-то не тому.

Что в итоге? Резкие наступательные движения на уровне риторики и, следующие за ними периоды затишья, пока не приносят плодов.

Кризис налицо. Самое гуманное его разрешение — выдворение Франции из региона. Это устроит всех на самом деле. Тем более в тот момент, когда будущее «вагнеров» в Африке оказалось под вопросом. Если Франция будет упираться, а ей есть за что, то быть войне.

Вопрос только в том, кто осмелится сделать первый шаг. Какой-то из резких выпадов любой из сторон может быть воспринят как агрессия и будет дан ответ. Потом мало уже не покажется.