1919 год
Россия
В начале июня при переходе границы Советской России на Лужском направлении под Петроградом был убит бывший офицер царской армии Александр Никитенко. При обыске в мундштуке папиросы, находившейся в портсигаре убитого, обнаружили записку за подписью «Вик» на имя генерала Родзянко. Из записки следовало, что в Петрограде действует белогвардейская организация, готовящая восстание в момент наступления армии Юденича на Петроград. Записка также содержала пароли и описание уставных знаков, по которым солдаты армии Юденича могли бы опознавать членов организации, в которую входил «Вик».
В середине июля при попытке перейти финскую границу в районе Белоострова были арестованы А.А. Самойлов и Н. Боровой-Федотов, служившие на Сестрорецком разведывательном пункте. При аресте Н. Боровой-Федотов пытался выбросить пакетик, в котором было обнаружено зашифрованное письмо от 14 июля, в котором давались данные о дислокации частей 7-й армии красных, их численности, вооружении, наличиибоеприпасов. Указывалось на наличие в Москве крупной организации белых. И это письмо было подписано «Вик».
На допросе арестованные показали на инженера, владельца фирмы «Фос и Штейнингер», члена запрещённой партии кадетов, В.И. Штейнингера, как на одного из руководителей Петроградской организации белых.
Чекисты арестовали В.И. Штейнингера. В его квартире оставили засаду.
При обыске квартиры Штейнингера было найдено письмо от 30 июня некоего Никольского с обращением, «дорогой Вик». Сравнение писем показало, что письмо изъятое при аресте А.А. Самойлова и Н. Боровой-Федотова являлось ответом на письмо Никольского. Это письмо было напечатано на пишущей машинке, стоящей в квартире Штейнингера.
После подобного В.И. Штейнингеру ничего не оставалось делать, как признаться 26 июля, что он и есть «Вик» и является одним из руководителей Петроградского отделения так называемого «Национального центра», действующего в ряде городов Советской России.
В ходе следствия Штейнингер показал, что Никольский – это псевдоним Г.И. Новицкого, представителя «Национального центра» при штабе армии Юденича.
В письме «Никольского» «Вику» говорилось, что наступление армии Юденича на Петроград возможно в августе и что любые сведения «Вика» являются очень ценными «с военной и политической точки зрения». В ответном письме «Вика» «Никольскому» говорилось, что Петроградская организация ждет из Москвы миллион рублей и что представитель Юденича генерал Махров прибыл. Члены организации занимаются, кроме прочего, «работой по организации исполнительных органов и набору технически опытных сил в области продовольствия и милиции».
К несчастью для себя генерал Махров, настоящая фамилия которого была Махов, угодил в засаду ВЧК, устроенную на квартире Штейнингера. В эту же засаду угодил и меньшевик В. Ч. Розанов, один из руководителей эсеро-меньшевистского «Союза возрождения России». И это в тот момент, когда меньшевики провозглашали себя сторонниками Советской власти.
29 июля Штейнингера в последний раз допрашивали в Петроградском ЧК, 1 августа он давал уже показания в Москве. Здесь он подал в Особыйотдел ВЧК записку, написанную им собственноручно, в которой изложил историю и деятельность «Союза возрождения России», «Национального центра» и «Союза освобождения России» в Петрограде. При этом он умудрился указатьв записке фамилии лишь тех членов этих организаций, которые к тому времени уже погибли или же перебрались за линию фронта к белым.
Однако анализ допросов вех арестованных по этому делу показал наличие военной организации белых в Петрограде, работавшей под началом «Национального центра», и дал возможность установить ещё целыйряд лиц, входивших в состав Петроградского «Национального центра», а также агентов «Национального центра» в штабе 7-й армии, в советских, военных и транспортных учреждениях Петрограда. Все они были арестованы.
В ходе допросов Штейнингер сообщил, что «Национальный центр» ставит своей задачей: - свержение власти большевиков;
- восстановление частной собственности с ликвидацией помещичьего землевладения за выкуп;
- установление личной диктатуры на переходный период во всероссийском масштабе, с последующим созывом Учредительного собрания. На роль диктатора намечался адмирал Колчак (не совсем точная формулировка, в оригинале - "вроде адмирала Колчака").
В эти же дни ВЧК получило подтверждение о наличии организации «Национально центра» в Москве.
На Южном фронте при попытке перейти фронт был задержан белогвардейский офицер. Под ногтем у него обнаружили узкую фотопленку с зашифрованным письмом. В письме за подписью «дядя Кока» с упоминанием «Национального центра» оказались сведения о состоянии Красной Армии.
(Источники: Доклад тов. Л. Б. Каменева в Комитете обороны гор. Москвы/ газета «Известия ВЦИК» 9 октября 1919 года; Красная книга ВЧК)