Очень часто, читая комментарии к статьям про знаменитостей или просто высказывания о каких-то блогерах или даже образах из журналов, можно услышать о том, что они выглядят "дешево". И если в случае с новыми коллекциями из масс-маркеты это понять еще можно, то вот звездные выходы и столь нелестная формулировка о них кажется как минимум странной.
Но опросив окружающих и внимательно вчитываясь в сами дискуссии, я поняла: дело вовсе не в цене вещей. Дешево — всего лишь ассоциативные представления, некий собирательный образ неудачных комплектов одежды, которые в нашей культуре считаются моветоном. И тут уже не столь важно, купили ли вещь на рынке или в дорогущем бутике: клеймо "выглядит дешево" может коснуться абсолютно любого образа.
И сегодня я хочу рассмотреть, что же как раз влияет на наше восприятие вещей. Почему в одном случае вещь с рынка кажется нам стильной и интересной, а в другом — дорогостоящая блузка вызывает непонимание и даже презрение? Я провела опрос с целью докопаться до истины. И результаты его позволяют примерно судить о концепте "дешевая одежда" в нашем восприятии.
Опрятность
Многие об этом не задумываются, для кого-то же это, напротив, абсолютно очевидно. Но факт остается фактом: эпитет "дешевый" просто сам приклеивается к тем образам, которые выглядят небрежно или неопрятно. Отличным примером может служить герцогиня Сассекская, Меган Маркл. Большая часть ее гардероба состоит из дорогих брендовых вещей, цена которых исчисляется тысячами долларов. Однако поклонники королевской семьи не единожды замечали, что Меган выглядит "дешево", а причина тому — вечно мятая одежда герцогини.
И тут надо понимать, что дело не только в мятой ткани. Облупившийся лак на ногтях, нечесаные волосы, грязные ботинки и пятна кетчупа на футболке тоже никого не украсят. И, конечно, ясно, что если на улице бушует ветер или льет дождь, некая небрежность неизбежна. Но когда на улице штиль и чистота, а на сапогах остаются следы трехнедельной грязи — красоты в этом нет.
Механизм восприятия "цены образа" тут прост. Модные журналы навязали нам образ "дорогих" брендированных вещей, которые шьются из качественных тканей. И пусть это уже давно не так, стереотип и по сей день живет. Это же касается и идеального маникюра, укладки и макияжа.
Обилие украшений
Как бы парадоксально это ни звучало, но чрезмерное увлечение ювелирными украшениями и бижутерией зачастую воспринимается нашими соотечественниками, как что-то удешевляющее общий образ. И тут можно вспомнить очень подходящую сюда поговорку: "лучшее — враг хорошего". Вот и в данном случае много — не значит красиво и эстетично.
Сразу появляются ассоциации с какими-то бусами из ларьков и нулевыми, когда девочки-подростки ходили в пластиковой бижутерии, словно новогодние елки. И с этим уже ничего не поделать. Да, сейчас пришла мода на обилие золота и декора, но с психологией стиля, которая уже закрепилась в нашем менталитете, очень сложно спорить: должно смениться несколько поколений, чтобы память о тех временах стерлась.
Впрочем, есть и исключения. На удивление, из всех людей, которых я опрашивала, никто не высказался против гроздей браслетов и вороха бус, присущих стилю бохо. Вот именно в нем это изобилие декора выглядит вполне гармонично. Как сказали некоторые люди: "без претензии на дорого-богато".
Одежда "линялых" цветов
В данном случае под линялыми цветами понимается одежда, которая выкрашена не в чистый лучистый цвет, вроде пудрово-розового или мятного, а будто бы в его разбавленную с серым цветом версию.И правда, все смотрится очень гармонично, хотя украшений немало.
Зачастую такие цвета получаются, когда довольно бюджетные производители пытаются воссоздать трендовые оттенки, будь то пыльно-розовый или припыленно-голубой. Но чистый пигмент в этих оттенках довольно недешевый, поэтому вместо пыльной розы производитель просто смешивает серый и розовый пигмент (или закупает самое дешевое сыре, где эти цвета уже намешаны).
Как итог, одежда начинает выглядеть грязно, будто бы тускло и серо. Создается впечатление, что вещь то ли выцвела за давностью лет, то ли полиняла при стирке. В любом случае, создается ощущение чего-то, уже отжившего свой век, а это, конечно, никого не красит.
Аляповатость и чрезмерно вычурные принты
И тут надо понимать, что говорю я исключительно об общественном мнении, которое можно смело считать некой "средней температурой по больнице". Но из почти 20 опрошенных 90% отметили, что аляповатые принты — это что-то возрастное и совершенно безвкусное, дешевое.
Люди отмечали, что такого рода "нарядные" вещи выглядят, как какая-то одежда с рынка из девяностых. И хотя сама эпоха не так уж и ужасна, тонны подделок низкого качества и правда тогда были очень распространены. Среди подделок были и пестрые принты, появляющиеся на одежде от многих именитых брендов, как итог, все яркое, пестрое, неординарное стало ассоциироваться с той самой палью из прошлого.
И это очень интересный момент, ведь большинство современных модных домов вернулось к той эстетике. Живанши, Версаче и многие другие авторитетные бренды за баснословные деньги продают то, что у нас считается "дешевкой" и "безвкусицей". Так, блузка с фото ниже принадлежит дому Версаче. Сдержанность? Нет, ее тут попросту нет.
Значит ли это, что она в действительности стоит три копейки, а у ее создателей и покупателей плохой вкус? Конечно, нет. Просто в нашем случае она не воспринимается как что-то элитарное и качественное. Память прошлого, что тут еще сказать.
Впрочем, масло в огонь подливают и производители одежды размеров "плюс". Нередко подобного рода вещи отшиваются просто в ужасном качестве из не самого качественного материала, который и разукрашен в какие-то совершенно дикие принты, аппликации и рюши, которые должны скрывать лишний вес, но по факту просто выглядят странно.
Джинсы
И вот это было открытием для меня, но, из опрошенных мной людей, более старшее поколение отметило, что наряды с джинсами просто не могут выглядеть элегантно и дорого.
И тут надо понимать, что в игру в данном случае вступают исключительно стереотипы. Ведь изначально джинсы были рабочей одеждой, которую носили как униформу, трудясь очень усердно. Этот стереотип остался жив до сих пор. По этой причине люди попросту не способны воспринимать джинсы, как новую классику, базовый элемент гардероба или часть стиля хорошо одетой женщины.
При этом я отмечу, что есть джинсы, которые стоят десятки тысяч рублей: они качественные, интересные и стильные. Их активно выпускают такие бренды, как Гуччи и Армани. И их проблема только в том, что они имеют "рабочее" происхождение.
И тут я хочу подчеркнуть: если вам что-то из этого нравится — я не призываю вас это выкидывать или срочно менять свой гардероб. Нет! В представленной выше одежде нет ничего плохого, кроме того, что против нее срабатывает психология стиля, присущая именно нашему менталитету. Поэтому моя цель — не обругать или заклеймить что-то "дешевкой", а просто понять: почему это происходит.
Также хочу пригласить вас в свой телеграмм-канал "О,КУЛЬТУРивание"! Он не связан с модой, но я уверена, что меня читает большое количество умных и любознательным людей, которым будет интересно узнать больше о культуре народов мира! Подписывайтесь, познавательно и интересно!