Вчера я думала, что еду к маме Леонида на какие-то смотрины... Сказали, что нужно просто побеседовать. Неужели нельзя побеседовать по телефону? Я этого не поняла и на всякий случай сфотографировала на телефон тест для начальной школы, который готовила для Тиграна Араратовича.
- Вы потестируете его или сразу начнёте заниматься?
Такой вопрос был задан мне с порога. А у меня никаких материалов нет, я пока вообще не знаю, чем заниматься с Леонидом! Но тест готов, и это хорошо...
- Протестирую.
- Хорошо, тогда я вас оставляю.
И я начала тест...
- Леонид, чем звук отличается от буквы?
- Когда мы произносим звук, то... блин... не знаю, как сформулировать...
- Что можно произнести - звук или букву?
- А! Звук!
- А с буквой мы что делаем? Звук мы слышим и произносим, а букву...
- Пишем и читаем!
- Выполните фонетический разбор слова "конь".
- А фонетический - это как?
- По звукам.
- А, по звукам!
Леонид начал делать фонетический разбор и одновременно откровенничать со мной:
- Вообще, у меня в школе четвёрки и пятёрки. Только по русскому тройка. Это странно, потому что вообще я знаю русский. Вы простые вопросы задаёте, я и после окончания школы на них отвечу, но сейчас почему-то не могу... Вроде понимаю, что вы спрашиваете, но забываю нужные слова...
- Это нормально, это потому, что сейчас лето. У всех так.
- Вы не думайте, я не совсем безнадёжен...
- Я это вижу. У меня есть мальчик, который тоже переходит в пятый класс, но не может задать вопрос к слову "воевать".
- Что делать?
- Правильно. А он не может.
- А любимый предмет у меня в школе - физкультура. Потому что там думать не надо!
- А у меня как раз с физкультурой всегда были проблемы, потому что я люблю думать...
Вижу, что Леонид завис.
- У вас какие-то трудности?
- Вообще в русском?
- Нет, с фонетическим разбором.
- Не могу понять, "о" - это глухой или звонкий, твёрдый или мягкий...
- Мы только о согласных это пишем. Гласные могут быть ударными или безударными.
Единственная трудность! Характеристика согласных звуков не вызвала затруднений... Части речи, правда, не сразу вспомнил, но наводящие вопросы помогли.
- А у меня есть таблица по спряжениям! - выпалил Леонид ни к селу ни к городу.
- Хорошо, что помните о спряжениях?
- Ко второму же спряженью отнесём мы, без сомненья...
- А своими словами?
- Ой...
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
- У которых "е" и "и".
Объяснила. Предложила метод Шелест для запоминания исключений (кому интересно, пишите в комментариях!).
- Ого! Так-то я точно запомню! Только мне надо будет повторить всё тысячу раз!
В общем, обычный мальчик. Ничего особенного. Особенное началось, когда я посмотрела на часы и увидела, что прошло 50 минут... Забыла о перерыве! Мы с мамой договаривались, что будем заниматься полтора часа и через 45 минут пятиминутный перерыв...
- Вам перерыв не нужен?
- Да, нужен. А сколько мы всего будем заниматься?
- Сегодня сокращённое занятие, сделаем тест и закончим, а вообще полтора часа.
Леонид вышел, и в комнату вошла мама...
- Вы сколько занимаетесь - сорок пять минут или час?
- Э... Час.
- Отлично. А цена у вас за час указана?
- Конечно.
- А то некоторые обманывают, говорят, что у них за 45 минут!
Нет, мне же лучше, но почему изначально была договорённость на полтора часа? Вчера договорились так: если Леонид не успевает делать домашнее задание, тогда уже полтора. Обсудили условия сотрудничества.
- Ну, мы всё обсудили, можете идти.
Разве Леонид не сказал маме, что у него просто перерыв? Он тоже удивился, узнав, что я ухожу... Но, видимо, мне придётся работать с этими противоречиями...