Ситуация с миллионами трудовых мигрантов в РФ из Таджикистана усложняется. В первую очередь ввиду недостаточной профессиональной подготовки большей части уже прибывших и поныне прибывающих из этой страны. Сказываются также сохраняющиеся «теневые» схемы отправки и прибытия мигрантов, нацеленные на максимальную экономию их зарплат и расходов по социальному обеспечению.
Эти и смежные вопросы в первой декаде августа обсуждались в Москве министром труда, миграции и занятости населения РТ Гулнорой Хасанзода с замминистра труда и занятости РФ Еленой Мухтияровой. Кроме того, сообщалось, что таджикистанская сторона начинает некую «инспекционную» проверку социально-экономического положения таджикистанских мигрантов в некоторых регионах РФ.
О конкретных решениях по итогам упомянутых переговоров в Москве не сообщается. По официальной информации, обе стороны обсудили в том числе вопросы «профессиональной подготовки мигрантов перед поездкой, с учетом требований российского рынка труда и возможностей их подготовки работодателями РФ». Стороны ссылались при этом на действующее с 2019 года соглашение об организованном привлечении таджикистанцев к временной трудовой деятельности в России.
Представители Таджикистана отметили на переговорах, что «созданы условия для работы на промышленных, сельскохозяйственных и строительных предприятиях России». Но при этом надо иметь в виду, что, по имеющейся информации профильных российских источников (май-июль с. г.), фактически не более трети мигрантов из этой страны обладают необходимыми навыками для работы в различных российских отраслях. И примерно столько же полноценно владеют русским языком и осведомлены о трудовом и общеэкономическом законодательстве РФ. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к тому, что преобладающая часть прибывших/прибывающих получает за налоговыми и т. п. вычетами заниженные зарплаты и соцпособия.
Еще в 2018-2019 гг. профильные российские и центральноазиатские эксперты отмечали преобладание таких схем «экспорта-импорта» миграции, когда прибывающих можно не оформлять на работу в соответствии с законодательством РФ, и, соответственно, их заработок всецело зависит от волевых решений работодателя. А демографическая и экономическая ситуация в большинстве стран ЦА, включая Таджикистан, уже который год способствует вынужденной, притом растущей трудовой эмиграции оттуда и по «сомнительным» схемам. В связи с чем власти этих стран вполне могли бы участвовать хотя бы в медицинском обеспечении трудовых мигрантов в РФ.
Косвенное, если не прямое подтверждение такой ситуации заключается и в том, что, по исследованию Института демографических исследований ИС РАН (июнь-июль с. г.), число таджикских мигрантов в России перевалило уже к августу за 3 млн чел. (в основном вместе с семьями), это не менее трети всего населения Таджикистана. В свою очередь, ФСБ РФ сообщало о прибытии в РФ 516 тыс. граждан Таджикистана в первом квартале и 548 тыс. во втором квартале 2023 г. А по данным МВД РФ, число граждан Таджикистана, получивших российский паспорт, только за 2022 год выросло на 60%. Так что о временном трудоустройстве таджикистанских мигрантов говорить едва ли приходится.
Весной с. г. сообщалось, что зарплаты официально (легитимно) трудоустраиваемых в РФ мигрантов выровнялись - во всяком случае, выравниваются - с общероссийскими, хотя ряд центральноазиатских источников пока не подтверждают такую тенденцию. В любом случае изменение в лучшую сторону положения с трудовым и социальным обустройством мигрантов (и их семей) связано с межгосударственными решениями. Но и, разумеется, с тем, что именно от спроса на трудовую миграцию зависят ее предложение и его форматы.
Спрос же растет в этой сфере. Еще в середине 2022-го вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил на правительственном совещании, что до 2024 г. включительно только в строительной отрасли РФ требуется «до 5 млн трудовых мигрантов». В связи с чем «мы отрабатываем подходы, как будем с ними работать и как сделать, чтобы они дали максимальный плюс для развития страны».
В Госдуме РФ вице-премьер высказался вполне предметно о выгодности растущего привлечения ТМ: «Давайте смотреть правде в глаза: мигрант работает на 50% больше россиянина и получает на 30% меньше. Давайте будем работать без мигрантов, - тогда давайте среднюю зарплату доведем до средней по стране у строителей, будем повышать производительность труда, но это системные вложения».
Между тем Россия и Таджикистан продолжают обсуждение вопросов, связанных с организацией обеими сторонами профессиональной занятости мигрантов. В ходе визита М. Хуснуллина в Душанбе в середине июня с. г. и последующих консультациях (июль-август) предварительно решено, что часть расходов прибывающих в РФ граждан Таджикистана возьмет на себя российский работодатель. Например, он оплатит половину стоимости перелета, подоходный налог, проживание и оформление трудового патента, обеспечит также питанием и спецодеждой. Планируется совместное регулирование стоимости данного патента.
В этой связи замминистра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Шахноза Нодири заявила, что в Душанбе ожидают уточняющих предложений от российской стороны. В частности, дифференциация цены патента, по мнению Ш. Нодири, может коррелироваться «в зависимости от региона, так как каждый регион РФ устанавливает эту цену самостоятельно». Уточнено, что «например, в Москве и Московской области к настоящему времени это 6600 руб., а в Ямало-Ненецком автономном округе - около 12 тыс. руб.».
Выходит, трудовые мигранты прибывают из Таджикистана в Россию вот уже много лет, но конкретные вопросы их комплексного обустройства только во втором полугодии нынешнего года приближаются к конкретным решениям.
Что же касается упомянутых инспекционных «десантов» таджикистанской стороны в РФ, стартовавших в первой декаде августа с. г., то, как заявлено, «их цель - изучение уровня жизни мигрантов и взаимодействие с органами власти России для создания приемлемых условий проживания мигрантов, их социально-культурной адаптации». Как отмечает Фарух Мирзоев, глава «Дома народов Урала», такая поездка уже состоялась в Свердловскую область, где «проведена работа по налаживанию межведомственных контактов», чтобы проработать «вопросы неконтролируемой миграции и проводить разъяснительные мероприятия среди мигрантов».
Похоже, эти поездки предприняты для того, чтобы продемонстрировать перед Москвой некий мониторинг властями Таджикистана ситуации с мигрантами из этой страны в РФ. Но очевидно, что, во-первых, такие поездки не могут кардинально решить означенные проблемы, разве что в очередной раз их зафиксировать и предложить возможные решения. А во-вторых, комплексное решение прежних и вновь возникающих в сфере трудовой миграции проблем возможно только на базе четких межгосударственных документов, в том числе межведомственных. Линия же бизнес-структур в этой сфере, естественно, должна соответствовать таким договоренностям.
Алексей БАЛИЕВ
Оригинал статьи размещен здесь