27 августа — день рождения легендарного генерала Минигали Шаймуратова.
На старых черно-белых фотографиях мужчина средних лет одет по моде 40-х годов прошлого века, «руки в брюки», а лицо сосредоточенное, кажется, о чем-то размышляет. Под фото подпись: «Кавказ, 1941». На другой фотографии он же — элегантный, в костюме при галстуке. Вокруг пальмы, солнце, а взгляд совсем не безмятежный — серьезный, пытливый. «Санаторий РККА, Сочи, март 1941 года». Совсем немного — и его жизнь, как и жизнь всей страны, перевернется. И, возможно, он уже это предчувствует. «Посмотрите, каким стал простой деревенский мальчишка! И ведь все успевал, посмотрите: вот он на коньках катается, здесь — с фотоаппаратом. Ну как им не гордиться!» — говорит Резида Ахтямова. Мы встретились с внучатой племянницей Минигали Шаймуратова на малой родине знаменитого комдива в селе Шаймуратово Кармаскалинского района. Разглядываем фотографии в выставочном зале имени героя. Резида Ахтямова — председатель общества краеведов района, более 40 лет проработала в средней школе имени С. Чугункина заведующей школьной библиотекой. Она пишет книги, работает над созданием историко-краеведческого музея и составляет шежере рода Шаймуратовых. Люди знают о боевых подвигах генерала, а Резида Шамилевна хочет рассказать им о том, как жил и каким был парень из деревни Биштяки до того, как стал знаменитым комдивом, благо материала для такой книги — свидетельств старожилов и родственников, а также официальных документов — ею собрано предостаточно.
Пятнадцать лет назад, готовясь к празднику шежере, краевед составляла свою родословную по роду Шагиахметовых, и тут-то, по ее словам, в ее жизни и появился Минигали Шаймуратов.
— Личность была известная, но по военной части. Я не люблю войну. Мне стало интересно то, что было до нее. Ведь все мы когда-то были детьми. Мне всегда интересно, какими когда-то были наши дедушки и бабушки, чем они занимались.
Много о том времени мне когда-то рассказывал односельчанин Фаниль Ганеев, заслуженный работник культуры, а я мотала на ус, — рассказывает Ахтямова. — Среди ребят деревни Минигали Шаймуратова звали Миннуш. «Мин» — значит «родинка». Такую приставку делали к имени ребенка с родинкой, потому что верили, что от этого она исчезнет. Миннуш был лидером, заводилой с малых лет. При том очень доброжелательным и душевным. Выделялся среди других детей. У него было три сестры и брат. Представьте жизнь в деревне сто лет назад. Зимой для игр в хоккей использовали замерзший конский навоз, летом — погладишь мокрой ладонью корову, скатаешь шарик — вот тебе и мячик. Мальчишки играли в царь горы: холм из снега поливали водой, чтобы было труднее взобраться. Минигали обычно оказывался первым, занимая преимущественную позицию, и выигрывал бой. Ходил без рукавиц, никогда не мерз, был очень сильным и выносливым.
Рассказывали про то, как на сабантуе на конкурсе он смог поднять и поставить вертикально трех-четырех метровое бревно.
Очень любил лошадей и учил других мальчишек общаться с ними. Про него даже говорили «заражен духом лошади». И хотя говорят, что в его семье лошадей не было, но по переписи населения 1917 года в хозяйстве Мингазетдина Фахрисламова (отца Минигали) числятся две лошади, значит, азам он все-таки научился у отца. С малых лет подрабатывал у бая, пас табун. Баи были образованными людьми, и это тоже стало стимулом к тому, чтобы мальчик захотел учиться.
Брат моего прадеда Мухамадинур Шагиахметов до того, как в 1912 году достроил школу, обучал детей у себя дома. Все шаймуратовские дети учились у него.
Минигали очень любил музыку. Бай, у которого работал парень, заметил это и подарил ему гармонь, которую купил своим сыновьям. Минигали пас лошадей и играл на гармони. Рассказывали, что он их даже специально выдрессировал: одна мелодия для них была командой на водопой, другая — домой.
Впоследствии такое знание пригодилось при формировании национальной дивизии. Он сам отбирал лошадей, обучал воинов обращению с ними. Музыка выручала в самые разные моменты жизни: он играл на гармони перед уходом на фронт на берегу Агидели и в ночь перед последним боем. Как рассказывал потом его боец-односельчанин, Шаймуратов поделился с ним, что видел во сне, как черный ворон клевал ему голову…
У нас в те времена огородами не занимались, но Минигали выращивал огурцы, лук, помидоры. Как-то ночью к нему в огород забрались дети, но он их не отругал, а по-хорошему объяснил, что так делать не надо, и рассказал, как сажать овощи.
— Чтобы получить достоверную информацию, я опрашиваю родственников с разных сторон, езжу к ним, общаюсь, проверяю информацию. Это сложная работа. Старшее поколение уходит. Некоторые даже и не знают, что они родственники Шаймуратова — от меня узнают. Я не раз читала, что, мол, у комдива не осталось родственников. Ну как же не осталось, когда вон их сколько, и у всех одни и те же гены, даже болезни по наследству друг другу передаем, — говорит Резида Шамилевна и разворачивает двухметровый лист, испещренный именами, — шежере.
В разных источниках имя и отчество легендарного комдива пишут по-разному: Минигали, Мингалей, Мингажетдинович, Мингазович, Миназович.
— Изначально он был записан как Минигалим, — отмечает Резида Шамилевна. — А фамилию Шаймуратов в семье они взяли через одного. Так, Минигали с братом Ахметгареем были Шаймуратовы, а все остальные — Фахрисламовы. Шаймурат — это имя прапрадеда, а Фахрислам — деда. По переписи населения 1917 года в Биштяках жил Фахрисламов Мингазетдин, у которого было пять детей.
Еще одно расхождение — дата рождения героя: по документам архивного фонда он родился 10 марта 1899 года. Однако официальной датой рождения считается 15 августа (27 по старому стилю).
— Изменил свои данные, вступая в Красную армию. Видимо, ему надо было именно так написать. Вместо деревни Биштяки написал, что родом из Арсланово, хотя Арсланово образовалось уже после его рождения. Значит, это было необходимо, — рассказывает Резида Шамилевна.
— Вот мой бабай, Махмуд Шагиахметов, а вот Шаймуратов, у них кепки одинаковые, — показывает Резида Шамилевна фотографию. — Наши прадеды были двоюродными. Мой бабай Махмуд Шагинурович был на десять лет старше. Он пригласил четырех мальчишек из Биштяков учиться в Казань на кавалерийские курсы и потом, будучи большим человеком в Москве, опекал земляков. Минигали постоянно учился, не переставая. Где он выучил английский и китайский — неизвестно, но использовал их в работе.
Много интересного о жизни комдива можно узнать из старых газет, публиковавших воспоминания людей, близко знавших героя. Резида Шамилевна собирала эти газеты годами. Бегло просматривая статьи, я наткнулась на короткий диалог из публикации Д. Хафизовой, рассказывающей о встрече Шаймуратова с другом молодости Махмудом Хафизовым:
— Почему ты женился на русской, неужели не было в своей деревне девушки, которую ты любил?
На этот вопрос Шаймуратов ответил полушутя-полусерьезно:
— В молодости я был очень смелым, озорным. А деревенские девушки были очень скромными и застенчивыми. Они меня побаивались…
Во время службы в Тамбовской области он встретил девушку из семьи рабочего Елену Утешеву, на которой и женился. В 1927 году родилась дочь, которую назвали Октябрина. Как потом писала Октябрина, жили дружно и счастливо. Некоторое время семья жила в Китае. В повторную поездку в Китай Шаймуратов поехал один. А по возвращении обнаружил записку: «Не обессудь, если можешь». Жена ушла к другу своего мужа и дочь забрала с собой. Еще одно свидетельство того, что легендарные люди — тоже всего лишь люди, с которыми случаются такие же личные драмы, как у многих. Однако, как свидетельствуют последующие события, Минигали вскоре женился снова. В 1941 году его женой стала приятельница бывшей супруги Ольга, у которой уже была дочь от первого брака. Он принял ее как родную, не забывая об Октябрине. После гибели Минигали Шаймуратова, с которым она прожила совсем немного, Ольга Павловна замуж больше не вышла.
Вот отрывок из ее воспоминаний, опубликованный ИА «Башинформ» 26 августа 2022 года.
«Я, зная, что он хороший человек, вышла за него замуж. И не ошиблась. Найти человека, подобного Шаймуратову, нелегко. Он и внимательный, и ласковый, и добрый. В нем я нашла самые лучшие человеческие качества, уважала за хорошее отношение к моей дочери. Он заменил дочке родного отца. Прошло 19 лет с тех пор, как он погиб, тем не менее мы с ней вспоминаем его каждый вечер. Самые лучшие, самые дорогие моменты связаны с его именем, и забыть его просто невозможно. Мне кажется, найти семью, подобную нашей, очень трудно. Мы любили друг друга, уважали, если у кого-то из нас на работе бывали печальные случаи, мы узнавали об этом по лицу. Такая способность — «читать» лица — бывает не у многих. А его письма с фронта! Правда, они были короткими, но в них было столько любви и тоски! У меня о нем только самые хорошие воспоминания. Были, есть и будут. Никто и никогда не сможет изменить мое мнение о нем». (1961 год).
Сейчас Резида Ахтямова занимается обустройством историко-краеведческого музея в деревне Ильтуганово, под который в этом году выделили закрытую школу. Пока что вся работа в нем ведется, можно сказать, на общественных началах.
Требуется ремонт, штата нет, но экспонатов очень много. В краеведческом музее, конечно же, будет экспозиция, посвященная генералу Шаймуратову. А еще краевед мечтает сделать на его родине символическую могилу героя рядом с могилой Махмуда Шагиахметова: «У меня есть земля с Украины, которую можно положить туда, и можно было бы по традиции читать молитвы».
Автор: Лариса ШЕПЕЛЕВА