Однажды погожим майским днем в далеком 1896 году в Российской империи состоялся первый кинопоказ. Длился он всего десять минут, но петербуржцы, увидевшие впервые творения пионеров кинематографа, братьев Люмьер, а именно ленты "Прибытие поезда", "Выход рабочих с завода" и "Разрушение стены", были в восторге. В том же году открылся и первый кинотеатр на Невском проспекте в Петербурге – "Биограф".
С этого и началась история отечественного кинематографа.
Спустя 12 лет, в октябре 1908 года, зрителям представили уже отечественный фильм. “Понизовая вольница” (другое название “Стенька Разин”) была снята по мотивам одноименной пьесы Василия Гончарова в киноателье Александра Дранкова. Тогда кинолента получилась весьма короткой и шла чуть больше 6 минут, но фурор произвела. С тех пор отечественный кинематограф начал стремительно развиваться.
"Броненосец Потёмкин" и красный флаг
В 1925 году на всю страну прогремел немой фильм "Броненосец Потёмкин" легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна. И повод восторгаться действительно был, ведь на экране впервые увидели цветную картинку – советский флаг вручную раскрасили на пленке в красный. Да, это была единственная цветная деталь, но эффект ошеломил.
До первого полностью цветного фильма прошло целых 11 лет, и в 1936 году вышла драма режиссера Николая Экка "Груня Корнакова. Соловей-соловушко" о бунте работниц фарфорового завода. Снимали ленту виражным способом по технологии советского оператора Фёдора Проворова. Сказать, что зрители были удивлены – ничего не сказать. Раньше ничего подобного публика не видела. Впрочем, это было только начало...
Звук
В 1931 году вышла лента "Путёвка в жизнь" все того же Николая Экка о перевоспитании беспризорных подростков. Зрителей снова ожидал сюрприз. Это был первый фильм со звуком. Запись вели с помощью разработанной в 1926 году советским ученым Павлом Тагером системы "Тагефон".
На первом международном Венецианском кинофестивале в 1932 году “Путевку в жизнь” признали лучшей режиссерской работой. Кстати, фильм был одним из первых, закупленных для показа в 26 странах.
"Иван Грозный"
В 40-е годы кино сильно изменилось. Снимали в основном военные фильмы, и их количество существенно сократилось. Дело в том, что весь процесс контролировало правительство, и из-за нехватки времени решено было снимать меньше, но лучше.
Именно во время войны закипела работа над культовой лентой "Иван Грозный”, вышедшей на экраны в 1944 году. Снять историю о первом царе поручил сам Иосиф Сталин, и в правительстве начали поиск режиссера. Выбор пал на Сергея Эйзенштейна, который незадолго успешно презентовал "Александра Невского" с легендарным Николаем Черкасовым в главной роли.
Кстати, сценарий утверждал сам Сталин и он же запретил вторую серию "Ивана Грозного" из-за слишком жестокого образа правителя, поэтому работа над третьей серией тоже была прекращена. Впрочем, последний фильм Эйзенштейна все равно получил Сталинскую премию и стал одной из лучших исторических картин.
По словам знаменитого английского актёра Чарли Чаплина, "Иван Грозный" - это событие в мировом кинематографе.
- Фильм Эйзенштейна "Иван Грозный", который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты, - поделился впечатлениями Чаплин.
Триумф ленты "Летят журавли"
В середине 50-х годов, после смерти Сталина, творческим людям стало немного легче, поэтому снимать кино начали чаще. И, пожалуй, лучшей картиной того времени считается драма "Летят журавли" (1957) по пьесе Виктора Розова, которая пролежала в столе из-за запрета целых 13 лет.
Вместе с режиссером Михаилом Калатозовым автору удалось снять фильм, который с восторгом приняли и советские зрители, и иностранные. "Летят журавли" – единственный отечественный фильм, получивший главную награду кинофестиваля в Каннах "Золотую пальмовую ветвь".
"Оскар"
Не менее успешной стала картина "Москва слезам не верит" (1980) режиссера Владимира Меньшова. Фильм о том, как три провинциальные девушки отправились покорять столицу, завоевал любовь зрителей. Более того, его сразу же прозвали самой смешной и нежной историей года. Через пару лет успех закрепился престижной кинопремией "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Это бы настоящий прорыв для нашего кинематографа.
Кстати, близки к заветному "Оскару" были и другие российские картины. Например, фильмы Никиты Михалкова "Урга: Территория любви" (1991) и "12" (2007), лента Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник" (1996), а также работы Андрея Звягинцева - "Левиафан" (2014) и "Нелюбовь" (2017).
Космос и Пересильд
С начала прошлого века отечественные киношники сделали немало, чтобы кино дошло до нынешнего уровня. Причем яркой цветной картинкой и звуком уже не удивишь, поэтому современные кинематографисты постоянно находятся в поисках нового. Даже сняли фильм в космосе...
Режиссером нашумевшего драматического фильма "Вызов" стал Клим Шипенко. Он же вместе с исполнительницей главной роли Юлией Пересильд отправился на съемки в космос. На орбите под контролем опытных космонавтов они провели почти две недели и сняли материал на 30 часов.
- Пройдя через все испытания, ты становишься ближе к чему-то. Нам очень повезло с тем, как Олег Новицкий посадил корабль, потому что нам рассказали столько страшных историй о том, что бывает при посадке. А посадку ты ощущаешь так, как будто падаешь с третьего этажа балкона спиной о землю. И мне несколько раз об этом говорили, пугали. Но в результате мы сели так, что я не поняла, что происходит. Я все время слышала бодрый голос нашего командира. Посадка прошла прекрасно. - рассказала Пересильд.
Кино прошло через длинный и удивительный путь от минутных немых черно-белых картин до красочных и невероятных в своих идеях и реализации фильмов. Что же будет дальше?
А какой фильм вы считаете прорывным?
Автор: Анастасия Кочкина