Найти тему
Газета Жизнь

От "Броненосца Потёмкина" до Пересильд в космосе. Как изменилось российское кино за сто лет и какой наш филь удостоился "Оскара"

Оглавление

Однажды погожим майским днем в далеком 1896 году в Российской империи состоялся первый кинопоказ. Длился он всего десять минут, но петербуржцы, увидевшие впервые творения пионеров кинематографа, братьев Люмьер, а именно ленты "Прибытие поезда", "Выход рабочих с завода" и "Разрушение стены", были в восторге. В том же году открылся и первый кинотеатр на Невском проспекте в Петербурге – "Биограф".

С этого и началась история отечественного кинематографа.

Кадр из фильма "Прибытие поезда", реж. Луи Люмьер, Огюст Люмьер, 1869 год
Кадр из фильма "Прибытие поезда", реж. Луи Люмьер, Огюст Люмьер, 1869 год

Спустя 12 лет, в октябре 1908 года, зрителям представили уже отечественный фильм. “Понизовая вольница” (другое название “Стенька Разин”) была снята по мотивам одноименной пьесы Василия Гончарова в киноателье Александра Дранкова. Тогда кинолента получилась весьма короткой и шла чуть больше 6 минут, но фурор произвела. С тех пор отечественный кинематограф начал стремительно развиваться.

"Броненосец Потёмкин" и красный флаг

В 1925 году на всю страну прогремел немой фильм "Броненосец Потёмкин" легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна. И повод восторгаться действительно был, ведь на экране впервые увидели цветную картинку – советский флаг вручную раскрасили на пленке в красный. Да, это была единственная цветная деталь, но эффект ошеломил.

Кадр из фильма "Броненосец Потёмкин", реж. Сергей Эйзенштейн, 1925 год
Кадр из фильма "Броненосец Потёмкин", реж. Сергей Эйзенштейн, 1925 год

До первого полностью цветного фильма прошло целых 11 лет, и в 1936 году вышла драма режиссера Николая Экка "Груня Корнакова. Соловей-соловушко" о бунте работниц фарфорового завода. Снимали ленту виражным способом по технологии советского оператора Фёдора Проворова. Сказать, что зрители были удивлены – ничего не сказать. Раньше ничего подобного публика не видела. Впрочем, это было только начало...

Звук

В 1931 году вышла лента "Путёвка в жизнь" все того же Николая Экка о перевоспитании беспризорных подростков. Зрителей снова ожидал сюрприз. Это был первый фильм со звуком. Запись вели с помощью разработанной в 1926 году советским ученым Павлом Тагером системы "Тагефон".

На первом международном Венецианском кинофестивале в 1932 году “Путевку в жизнь” признали лучшей режиссерской работой. Кстати, фильм был одним из первых, закупленных для показа в 26 странах.

"Иван Грозный"

В 40-е годы кино сильно изменилось. Снимали в основном военные фильмы, и их количество существенно сократилось. Дело в том, что весь процесс контролировало правительство, и из-за нехватки времени решено было снимать меньше, но лучше.

Именно во время войны закипела работа над культовой лентой "Иван Грозный”, вышедшей на экраны в 1944 году. Снять историю о первом царе поручил сам Иосиф Сталин, и в правительстве начали поиск режиссера. Выбор пал на Сергея Эйзенштейна, который незадолго успешно презентовал "Александра Невского" с легендарным Николаем Черкасовым в главной роли.

Кадр из фильма "Иван Грозный". Фото: legion-media.ru
Кадр из фильма "Иван Грозный". Фото: legion-media.ru

Кстати, сценарий утверждал сам Сталин и он же запретил вторую серию "Ивана Грозного" из-за слишком жестокого образа правителя, поэтому работа над третьей серией тоже была прекращена. Впрочем, последний фильм Эйзенштейна все равно получил Сталинскую премию и стал одной из лучших исторических картин.

По словам знаменитого английского актёра Чарли Чаплина, "Иван Грозный" - это событие в мировом кинематографе.

- Фильм Эйзенштейна "Иван Грозный", который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты, - поделился впечатлениями Чаплин.

Триумф ленты "Летят журавли"

В середине 50-х годов, после смерти Сталина, творческим людям стало немного легче, поэтому снимать кино начали чаще. И, пожалуй, лучшей картиной того времени считается драма "Летят журавли" (1957) по пьесе Виктора Розова, которая пролежала в столе из-за запрета целых 13 лет.

Вместе с режиссером Михаилом Калатозовым автору удалось снять фильм, который с восторгом приняли и советские зрители, и иностранные. "Летят журавли" – единственный отечественный фильм, получивший главную награду кинофестиваля в Каннах "Золотую пальмовую ветвь".

Кадр из фильма "Летят журавли". Фото: legion-media.ru
Кадр из фильма "Летят журавли". Фото: legion-media.ru

"Оскар"

Не менее успешной стала картина "Москва слезам не верит" (1980) режиссера Владимира Меньшова. Фильм о том, как три провинциальные девушки отправились покорять столицу, завоевал любовь зрителей. Более того, его сразу же прозвали самой смешной и нежной историей года. Через пару лет успех закрепился престижной кинопремией "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Это бы настоящий прорыв для нашего кинематографа.

Кстати, близки к заветному "Оскару" были и другие российские картины. Например, фильмы Никиты Михалкова "Урга: Территория любви" (1991) и "12" (2007), лента Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник" (1996), а также работы Андрея Звягинцева - "Левиафан" (2014) и "Нелюбовь" (2017).

Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Фото: legion-media.ru
Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Фото: legion-media.ru

Космос и Пересильд

С начала прошлого века отечественные киношники сделали немало, чтобы кино дошло до нынешнего уровня. Причем яркой цветной картинкой и звуком уже не удивишь, поэтому современные кинематографисты постоянно находятся в поисках нового. Даже сняли фильм в космосе...

Фото предоставлено пресс-службой Первого канала
Фото предоставлено пресс-службой Первого канала

Режиссером нашумевшего драматического фильма "Вызов" стал Клим Шипенко. Он же вместе с исполнительницей главной роли Юлией Пересильд отправился на съемки в космос. На орбите под контролем опытных космонавтов они провели почти две недели и сняли материал на 30 часов.

- Пройдя через все испытания, ты становишься ближе к чему-то. Нам очень повезло с тем, как Олег Новицкий посадил корабль, потому что нам рассказали столько страшных историй о том, что бывает при посадке. А посадку ты ощущаешь так, как будто падаешь с третьего этажа балкона спиной о землю. И мне несколько раз об этом говорили, пугали. Но в результате мы сели так, что я не поняла, что происходит. Я все время слышала бодрый голос нашего командира. Посадка прошла прекрасно. - рассказала Пересильд.
Юлия Пересильд на съемках ленты "Вызов". Фото предоставлено пресс-службой Первого канала
Юлия Пересильд на съемках ленты "Вызов". Фото предоставлено пресс-службой Первого канала

Кино прошло через длинный и удивительный путь от минутных немых черно-белых картин до красочных и невероятных в своих идеях и реализации фильмов. Что же будет дальше?

А какой фильм вы считаете прорывным?

Автор: Анастасия Кочкина