Конструктивизм непосредственно отталкивался от супрематизма Малевича, а художники часто вступали в полемику с великим предшественником или обыгрывали его приемы.
Для Малевича, пространство сопричастно человеческой жизни, но в традиционных представлениях об искусстве признавались только пространства, являющиеся одним из бесчисленных подобий реальности.
Малевич утверждал, что существует множество разных геометрических пространств, отличных от тех, что обычно воплощались в живописи, — именно эта идея была ведущей в его творчестве, а затем была переработана следовавшими за ним молодыми художниками-конструктивистами. Супрематистская картина отображает приметы Нового Времени — его динамизм, энергию, новую железную машинную жизнь. Она даёт новую формулу эпохи: «Гигантские войны, великие изобретения, победа над воздухом, быстрота перемещения, телефоны, телеграфы, дредноуты — царство электричества…» (К. Малевич)
Термин «супрематизм «относится к искусству, основанному на превосходстве «чистого художественного чувства», а не на изображении объектов. Супрематизм Малевича был умозрительным и философским. Он разрушал старое, а соратники и ученики Мастера трансформировали его в другой стиль, конструктивизм, органически вошедший в практику архитектуры, дизайна и прикладного искусства первой трети ХХ века. Отрицание исторических форм искусства они дополнили новыми формами, соответствующими новому образу жизни.
Конструктивизм, одно из направлений, возникших из авангардных идей. Но в нем имеется социальная подоплека — это создание лучшего мира и формирование безупречного человека. Конструкция новой жизни включает в себя, все, что к ней относиться – архитектуру, дизайн, моду, рекламу. Супрематистские грезы стали конструктивистской реальностью, использующей приёмы супрематизма.
Беспредметность форм Кандинского и геометрия Малевича переосмысливались и преобразовывались конструктивистами в реальные пространственные объекты. Так появился новый дизайн рабочей одежды, тканевых рисунков, мебели, посуды и других предметов широкого потребления, родился характерный вид плакатов советских времен.
Согласно постулатам конструктивизма, искусство — это средство, для художественного проектирования утилитарных, практически применимых объектов. Выразительная форма произведений, должна быть максимально лаконичной и функциональной, и применимой в массовом производстве. Можно выделить несколько стилистических особенностей этого направления. Одна из них — активное использование художниками абстрактных геометрических элементов, сочетание которых позволяет создавать статичные картины или работы с иллюзией движения.
Формы и линии выразительные, простые, немногочисленные, ограничивались вертикальным, горизонтальным, диагональным направлением или формой круга. Так возникла «машинная» эстетика, отображающая графические или пространственные инженерные идеи, механизмы, детали, орудия труда. Конструктивисты часто применяли фотографии, и фотомонтаж. Таким образом они стремились предельно доходчиво донести до зрителей свои идеи и замыслы.
Преобразование супрематизма в конструктивизм было закономерно, это соответствовало духу времени и задачам искусства. Художники-конструктивисты Эль Лисицкий, Федор Родченко, Владимир Татлин, Николай Суетен — активно участвуют в строительстве новой жизни в первой стране победившего социализма (такова была формула их времени).
Они создают агитационные плакаты, Проекты Универсального искусства украшают книги, одежду, ткани, посуду супрематическими рисунками... Они верят в своё дело и в социализм.
Художники-конструктивисты реализовывали свой потенциал в плакатах, дизайнерских проектах производственных изделий, оформлении общественных помещений, эскизах тканей, одежды, костюмов и декораций для театра и кино. Стиль соединил воедино живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию и многие другие виды искусства. В этом сплетении проявляется попытка раскрыть истинные свойства разных материалов и продемонстрировать, как они могут взаимодействовать друг с другом.
Применяя приёмы, перечисленные выше, первые конструктивисты преследовали общую цель — выразить динамизм новой жизни, показать свежесть обновления, словом, передать в работах всё то, что они ощутили после русской революции.
Однако, в 30-е — 60-е годы в СССР авангардизм всех видов подвергся гонениям со стороны государства. Развитие стилей как супрематизма, так и конструктивизма фактически прекратилось. И только в 70-е годы в городах России и союзных республик возникли авангардные направления в живописи, архитектуре, дизайне.
Сегодня мы видим то огромное влияние, которое оказал Русский авангард на мировое развитее современного искусства и архитектуры. Супрематизм как идейный вдохновитель конструктивизма, перешел к художественному конструированию предметов - от зданий до одежды, заложив современные основы дизайна.
Больше статей о различных стилях на нашем канале:
Барокко https://dzen.ru/a/ZG8-a12CXmkhPC0b?share_to=link
Ампир https://dzen.ru/a/ZFe58wkh2WS62FOm?share_to=link
Наш канал В Контакте vk.com/...522
Наш канал в Телеграм t.me/...lub