Найти тему

Наследие Русского авангарда.

Конструктивизм непосредственно отталкивался от супрематизма Малевича, а художники часто вступали в полемику с великим предшественником или обыгрывали его приемы.

Для Малевича, пространство сопричастно человеческой жизни, но в традиционных представлениях об искусстве признавались только пространства, являющиеся одним из бесчисленных подобий реальности.

Малевич утверждал, что существует множество разных геометрических пространств, отличных от тех, что обычно воплощались в живописи, — именно эта идея была ведущей в его творчестве, а затем была переработана следовавшими за ним молодыми художниками-конструктивистами. Супрематистская картина отображает приметы Нового Времени — его динамизм, энергию, новую железную машинную жизнь. Она даёт новую формулу эпохи: «Гигантские войны, великие изобретения, победа над воздухом, быстрота перемещения, телефоны, телеграфы, дредноуты — царство электричества…» (К. Малевич)

Седьмое измерение. Супрематический рельеф Илья Чашник
Седьмое измерение. Супрематический рельеф Илья Чашник

Термин «супрематизм «относится к искусству, основанному на превосходстве «чистого художественного чувства», а не на изображении объектов. Супрематизм Малевича был умозрительным и философским. Он разрушал старое, а соратники и ученики Мастера трансформировали его в другой стиль, конструктивизм, органически вошедший в практику архитектуры, дизайна и прикладного искусства первой трети ХХ века. Отрицание исторических форм искусства они дополнили новыми формами, соответствующими новому образу жизни.

-3

Конструктивизм, одно из направлений, возникших из авангардных идей. Но в нем имеется социальная подоплека — это создание лучшего мира и формирование безупречного человека. Конструкция новой жизни включает в себя, все, что к ней относиться – архитектуру, дизайн, моду, рекламу. Супрематистские грезы стали конструктивистской реальностью, использующей приёмы супрематизма.

Малевич.Принцип росписи стены, плоскости или всей комнаты, или целой квартиры по системе супрематизма (Смерть обоям)
Малевич.Принцип росписи стены, плоскости или всей комнаты, или целой квартиры по системе супрематизма (Смерть обоям)

Беспредметность форм Кандинского и геометрия Малевича переосмысливались и преобразовывались конструктивистами в реальные пространственные объекты. Так появился новый дизайн рабочей одежды, тканевых рисунков, мебели, посуды и других предметов широкого потребления, родился характерный вид плакатов советских времен.

-5

Согласно постулатам конструктивизма, искусство — это средство, для художественного проектирования утилитарных, практически применимых объектов. Выразительная форма произведений, должна быть максимально лаконичной и функциональной, и применимой в массовом производстве. Можно выделить несколько стилистических особенностей этого направления. Одна из них — активное использование художниками абстрактных геометрических элементов, сочетание которых позволяет создавать статичные картины или работы с иллюзией движения.

-6

Формы и линии выразительные, простые, немногочисленные, ограничивались вертикальным, горизонтальным, диагональным направлением или формой круга. Так возникла «машинная» эстетика, отображающая графические или пространственные инженерные идеи, механизмы, детали, орудия труда. Конструктивисты часто применяли фотографии, и фотомонтаж. Таким образом они стремились предельно доходчиво донести до зрителей свои идеи и замыслы.

-7

Преобразование супрематизма в конструктивизм было закономерно, это соответствовало духу времени и задачам искусства. Художники-конструктивисты Эль Лисицкий, Федор Родченко, Владимир Татлин, Николай Суетен — активно участвуют в строительстве новой жизни в первой стране победившего социализма (такова была формула их времени).

Путешественник по всем векам. Фигурина. Эскиз к проекту постановки оперы «Победа над солнцем» Эль Лисицкий
Путешественник по всем векам. Фигурина. Эскиз к проекту постановки оперы «Победа над солнцем» Эль Лисицкий

Они создают агитационные плакаты, Проекты Универсального искусства украшают книги, одежду, ткани, посуду супрематическими рисунками... Они верят в своё дело и в социализм.

Клином красным бей белых Эль Лисицкий
Клином красным бей белых Эль Лисицкий

Художники-конструктивисты реализовывали свой потенциал в плакатах, дизайнерских проектах производственных изделий, оформлении общественных помещений, эскизах тканей, одежды, костюмов и декораций для театра и кино. Стиль соединил воедино живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию и многие другие виды искусства. В этом сплетении проявляется попытка раскрыть истинные свойства разных материалов и продемонстрировать, как они могут взаимодействовать друг с другом.

-10

Применяя приёмы, перечисленные выше, первые конструктивисты преследовали общую цель — выразить динамизм новой жизни, показать свежесть обновления, словом, передать в работах всё то, что они ощутили после русской революции.

-11

Однако, в 30-е — 60-е годы в СССР авангардизм всех видов подвергся гонениям со стороны государства. Развитие стилей как супрематизма, так и конструктивизма фактически прекратилось. И только в 70-е годы в городах России и союзных республик возникли авангардные направления в живописи, архитектуре, дизайне.

-12

Сегодня мы видим то огромное влияние, которое оказал Русский авангард на мировое развитее современного искусства и архитектуры. Супрематизм как идейный вдохновитель конструктивизма, перешел к художественному конструированию предметов - от зданий до одежды, заложив современные основы дизайна.

-13

Больше статей о различных стилях на нашем канале:

Барокко https://dzen.ru/a/ZG8-a12CXmkhPC0b?share_to=link

Ампир https://dzen.ru/a/ZFe58wkh2WS62FOm?share_to=link

Наш канал В Контакте vk.com/...522

Наш канал в Телеграм t.me/...lub