Эмиграция русских писателей - об этом можно написать отдельную книгу. Чтобы не происходило в нашей стране, всегда есть великие, предпочитающие уехать. Или те, кого попросили на выход. Кто-то переносил эмиграцию легко, со временем полностью приняв правила игры новой страны, а для кого-то это болезненный опыт. Но жизнь не стоит на месте. И во всей этой истории как-то особняком Сергей Довлатов, настолько наш родной, понятный и любимый, не верится что уезжал. Да и ему самому не верилось.
Михаил Хлебников взял на себя по истине сложную задачу: восстановить путь писателя с момента его посадки в самолет из СССР, и рассказать о жизни Сергея Довлатова в эмиграции. Казалось бы, почему эта задача сложная? Все кто знает и любит Довлатова все его злоключения могут прочить в его книгах.
Но Михаил Хлебников прекрасно понимал, что книга - это художественный вымысел, пусть и основанный на реальных событиях. Впрочем были ли те события в действительности? Или только эмоции чувства, но не дела и поступки? Сказать, что Довлатов был блогером из разряда "что вижу о том пишу", это значит ничего не понимать про писателя Довлатова.
В своем исследовании "Довлатов и третья волна. Приливы и отмели" Михаил Хлебников берет данные из нескольких источников. Рассказы Довлатова, письма его жены и друзей к нему и его к ним, интервью близких с писателем людей.
Читается книга на удивление легко, в ней так много цитат, так много самого Сергея, а значит свежо, иронично и жизненно.
Что делать русскому писателю в эмиграции?
Сергей уезжал из России в полном неведении о своем будущем. Михаил Хлебников привел описание его отъезда цитатой из очерка "Мой сосед Довлатов" Эры Коробовой:
В недлинной очереди покидающих он был последним. Хотела написать «замыкающим», но замыкающим был не он, а следовавший за ним с автоматом наперевес и казавшийся малюсеньким пограничник. Все, кто был впереди по трапу, поднимались, оборачиваясь, но уже торопливо. Их быстро втянуло внутрь, и на середине трапа остались только двое. Сергей поднимался к самолету спиной, с руками, поднятыми высоко над головой.
Михаил Хлебников "Довлатов и третья волна. Приливы и отмели"
Сделав временную остановку в Европе, он отправляется в Нью-Йорк.
Книга Михаила Хлебникова состоит из 12 глав. Первая глава рассказывает о пути Сергея в Америку, о напрасных надеждах на помощь родственников и необходимость мести улицы, чтобы выжить. Начиная со второй главы мы увидим как в 40 лет начать жизнь заново.
Как же это сделать? Даже если рядом семья и друзья, и вроде бы крепкое сообщество. Это не легко. Все чужое, другое, непонятное. Люди и их поступки, устройство мира, язык - совсем не тоже самое, что дома. Даже тем, кто мечтал уехать приходилось не просто, что уж говорить о том, кто уезжать не хотел.
Безусловно, Довлатова печатают в разных изданиях, но это случайные заработки, а ведь хочется чего-то глобального, да и не сказать, чтобы случайные публикации приносили хороший доход. Слишком русским был писатель для Америки.
В своей книге Михаил Хлебников очень точно замечает, что каждый русских писатель - эмигрант мечтает издавать свою газету. Непременно печатную. И вся эмигрантская тусовка при этом делиться на два лагеря - первые поддерживают и мечтают поучаствовать в ее издании, другие же нещадно ругают эту затею, в тайне завидую что сами так и не решились такую газету издавать.
Сергей Давлатов оказался среди тех, кто газету издавать решается. Борис Меттер, Евгений Рубин, Александр Генис, Петр Вайл, Алексей Орлов и Сергей Довлатов - энтузиасты, идеалисты и эстеты задумывают издание, которое бы им самим хотелось читать. "Новый американец".
На страницах своей книги Михаил Хлебников проведет нас от первого займа на выпуск газеты и крохотного помещения редакции, к ее выпуску. К сложностям, с которыми столкнуться мечтатели не умеющие вести бизнес. Презирающие рекламу и считающие, что рекламодатели в очередь выстроятся если продукт будет интересный и качественный. Ссоры и творческий подъем, будни эмиграции, капитализм против социализма.
На страницах книги мы встретим многих знаменитых писателей в эмиграции, Иосифа Бродского, который помог Довлатову, Эдуарда Лимонова, который делал первое русское радио в Америке, Василия Аксенова и многих других. Судьбы эмигрантов из СССР тесно переплетаются.
Кто-то умудряется сделать на этом бизнес и разбогатеть, но вот беда - Сергей Довлатов остается слишком русским, чтобы приспособиться.
Мы не пройдем путь с писателем до конца, Михаил Хлебников не расскажет о его последних днях Сергея. Ведь книга "Довлатов и третья волна" - в какой-то степени история всей эмиграции, которая не заканчивается до сих пор. Книга будет интересна всем, кто любит Сергея Довлатова и всем кто прочитал хотя бы один его рассказ.