Найти тему

История русского театра в открытках СССР, 1989 г., часть 10

Оглавление

"Русские сезоны в Париже"; "Камерный театр А. Я. Таирова"; "В. Е. Мейерхольд и спектакль "Маскарад" - сегодня я покажу вам эти открытки, под номерами 30, 31, 32, из набора "История русского театра" .

Продолжаю и завершаю публикацию набора открыток "История русского театра", набор состоит из 32 открыток с работами художника Владимира Семенова.

Текст ниже в статье перепечатан с оборота этих открыток.
Автор текста О. А. Туркестанова.

Русские сезоны в Париже

Самой яркой страницей отечественного искусства, его настоящим триумфом можно назвать Русские сезоны в Париже. Идея создания их целиком принадлежала "Миру искусства", творческому содружеству замечательных художников. Организатором был С. Дягилев, который участвовал в Русских сезонах со своей балетной труппой. В пяти музыкально-исторических концертах, носивших обзорный характер, проявилась основная художественная концепция гастрольного ансамбля - зрелищность, синтез музыки, оформления и действа, независимо, балет это или опера.

Русские сезоны начались с появления в 1909 году во французской столице оранжевых афиш и синего плаката В. Серова с портретом Анны Павловой - Сильфиды. Именно тогда балет принес славу русскому искусству. Парижане очарованы были балетным искусством А. Павлова - В. Нежинский в балете "Шопениана", выступлением Т. Карсавиной в "Трагедии Саломеи" Ф. Шмитта. Их потрясли "половецкие пляски" в постановке М. Фокина в опере А. Бородина "Князь Игорь"... В оформлении спектаклей участвовали талантливые художники Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, А. Головин, М. Добужинский, М. Ларионов, Н. Рерих и другие. С 1909 по 1914 год парижане познакомились с музыкой многих русских композиторов - А. Глазунова, А. Лядова, А. Аренского, А. Скрябина, С. Рахманинова... Без Русских сезонов в Париже невозможно представить историю русского музыкального театра.

Камерный театр А. Я. Таирова

Творческий путь Александра Яковлевича Таирова оказался нелегким. Режиссер был новатором, а это не так-то просто. И все таки в 1914 году он создал свой театр. Театр эмоционально насыщенных форм, который ставил извечные вопросы, что такое жизнь и смерть, трагическое и комическое, красота природы и гармония в художественном творчестве. Недаром вокруг этого театра, его основателя и замечательной актрисы, соратницы режиссера Алисы Коонен всегда объединялись новаторы других жанров - поэты, художники, композиторы. Камерный театр был театром синтетическим. А. Таиров создал свою школу актерского мастерства, добивался от актера свободы, красоты и виртуозности на сцене. Какие только жанры не были в репертуаре театра! И монументальная "Федра" Ж. Расина, и героико-романтическая "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского, и классические пьесы А. Островского. Именно А. Таиров впервые в истории советского театра поставил цикл пьес американского драматурга О’Нила. А какой фурор, накал страстей, какую борьбу в критике вызвала "Опера нищих" Б. Брехта, также впервые появившаяся в нашей стране именно в Камерном театре!

С большим успехом театр гастролировал в Германии, Франции, Австрии, Америке, Италии и, несомненно, повлиял на зарубежный театр.

В. Э. Мейерхольд и спектакль "Маскарад"

Без имени Всеволода Эмильевича Мейерхольда невозможно представить передовую режиссуру XX века. Этому режиссеру были свойственны неожиданные переходы от одних художественных решений к другим. Он был первым режиссером, который после 1917 года самым активным образом включился в строительство нового театра, для широких масс, отражающего злободневные проблемы своего времени. Это был театр политически активный, агитационный.

В. Мейерхольд начал творческий путь артистом Московского Художественного театра. Однако увлечение режиссурой вскоре взяло верх. В 1908 году он поступает работать режиссером Александринского театра, где происходит его встреча с художником А. Головиным.

Над "Маскарадом" В. Мейерхольд и А. Головин работали много лет. Премьера состоялась 25 февраля 1917 года и произвела ошеломляющее впечатление на публику. Зритель чувствовал приближение революции, а на сцене происходили трагические события. Спектакль пронизывала тема рока и тема необыкновенной красоты, которая стремительно приближалась к своей гибели, и остановить эту гибель, казалось, уже никто и ничто не сможет. Обреченность героев драмы М. Лермонтова перекликалась с мыслями аристократической публики, сидящей в партере и ложах Александринского театра. Она понимала, что это - последний спектакль уходящей эпохи.

А. Головин сделал к спектаклю четыре тысячи эскизов. Пять занавесов вели во время представления свою игру, являясь как бы действующими лицами спектакля. "Маскарад" был одним из самых гармоничных творений В. Мейерхольда, А. Головина и композитора А. Глазунова".

Сегодня вы посмотрели последние открытки из набора открыток "История русского театра".

Надеюсь вам было не скучно, и вы узнали что-то новое и интересное для себя.

Благодарю за просмотр!

Начало публикации этого набора открыток можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/suite/5720b64e-c0bc-44e6-b5f6-7a11bfe31028?share_to=link

Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!