Дж. Форд Дракон не дремлет
Сначала меня заворожила идея романа, она даже мне показалась главной в нем. Это идея, что Византия не растворилась во тьме веков, а сохранила и преумножила свое могущество, потому что этому здорово способствовало государственное устройство. Конечно, лес рубили – щепки летели, но в целом в новой альтернативной истории как будто организация оказалась чуть устойчивее, стабильнее и чище, чем в истории нашего мира.
Однако довольно быстро фокус внимания сместился на другую часть света, где народ активно противостоял тирании Византии. Учитывая, что автор англичанин, нетрудно догадаться, где была эта часть света и кто именно противостоял тирании
В романе 4 главных героя: колдун-ирландец, византиец-аристократ, врач-итальянка и немец-вампир-артиллерист. Каждый из них как-то пострадал от Византии. Предыстория первых трех персонажей раскрывается, вампир остается без предыстории. В какой-то момент я поймала себя на то, что эти предыстории истории мне нравятся гораздо больше, чем та часть, где они действуют все вместе. Видимо, их общая история глубже и интенсивнее интегрирована в реальную английскую историю и литературу – сюжет как по направляющим движется по цитатам В. Шекспира, создаются аллюзии, которых я не понимаю. Более того, периодически возникает впечатление, что ты заснул прямо в процессе чтения, поэтому нить рассуждений автора потерял. А ты не спал вовсе, ты изо всех сил внимательно читал. Не часто возникающее ощущение, должна сказать Не особенно приятное.
В общем у меня ощущение от прочитанной книги, что я не пробилась к содержанию, богатому и прекрасному, заложенному туда автором, просквозила на каком-то верхнем слое. От этого есть чувство досады.