Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Антибуллинг в школах: как казанские педагоги решают проблемы травли

В августе этого года в России запустили новую антибуллинговую систему для школ - предполагается, что она поможет при борьбе с травлей. Её разрабатывали на протяжении шести лет специально для педагогов и сотрудников администрации учебных заведений, чтобы они могли выстроить конструктивный диалог с жертвой буллинга и агрессором, и научить их разрешать конфликтные ситуации. С этого года во многих школах стартует обучение педагогов по этой программе. Как сейчас решается проблема травли в школах и что изменится - в материале «Вечерней Казани».

Ещё четыре года назад в России запустили антибуллинговую программу «Каждый важен», с помощью которой родители, учителя и администрация школы могут научиться решать проблемы травли в школе. По словам одного из директоров казанских школ, именно она сейчас и используется в школах. Более того, уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирина Волынец рассказала, что уже долгие годы детям, родителям и педагогам отправляются специальные методички. К слову, их можно найти и на сайте Аппарата уполномоченного по правам ребенка в Татарстане.

В каждой школе есть соответствующая методичка по разрешению конфликтных ситуаций. У нас есть отдельные памятки для родителей, учителей и детей по тому, как вести себя, если ты стал жертвой буллинга. Главное - следовать ей, - говорит Волынец.

ДРАКИ НЕ ИЗ-ЗА ТРАВЛИ, А ИЗ-ЗА РАЗНОГЛАСИЙ

Каждый столкнувшийся с буллингом в школе может обратиться в Аппарат уполномоченного по правам ребёнка. Оттуда обращение отправляется в администрацию школы или муниципалитет. Если школа своими силами не может урегулировать конфликт, то подключаются другие ведомства. Всего по данным, представленным в ежегодном отчёте уполномоченного по правам ребёнка, в 2022 году поступило 1758 таких обращений, что на 17,2% меньше, чем в позапрошлом. На втором месте по количеству обращений - вопросы реализации права детей на семью и семейные связи. Из них 83 заявления связаны с конфликтами в образовательных учреждениях (в 2021 году - 138 обращений). Стоит учитывать, что к этим обращениям относятся разные конфликты, не только буллинг.

Если в школе ребёнок ведёт себя агрессивно, то это значит, что у него дома, скорее всего, тоже не всё в порядке. Ребёнок, который живет в любви и добре, не будет вымещать свою агрессию на сверстников, - объясняет Волынец.

Сами дети рассказывают, что в школах сейчас сталкиваются с буллингом не так часто. К примеру, один из учеников начальных классов поделился, что если среди ребят и происходят драки, то они начинаются из-за разногласий, а не травли. А вот более старшее поколение напротив отмечает, что в их годы буллинг был постоянным явлением, но решать все эти проблемы им приходилось самостоятельно. Сейчас же для разрешения конфликтных ситуаций придумали огромное количество различных инструментов, которые помогают быстро выявить возможных агрессоров.

КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ БУЛЛИНГА В ШКОЛАХ?

Директора казанских школ на тему буллинга говорят неохотно, зато учителя и другие сотрудники рассказывают о своём опыте, поскольку им приходится разрешать такие ситуации практически ежедневно. Дело в том, что антибуллинговые мероприятия и программы реализуются не во всех школах. Как отмечают сами сотрудники, всё зависит от руководства и учителей.

Одна из бывших сотрудников казанской школы поделилась с нами, как реализуется антибуллинговая программа в общеобразовательных учреждениях и что ещё можно внедрить для разрешения конфликтов. Она считает, что профилактика буллинга должна вводиться ещё с первого класса. При формировании начальных классов нужно ориентироваться на заключения и характеристики от психологов, которые выдаются будущим первоклассникам при выпуске из детских садов.

На уровне школы существует программа мероприятий по профилактике буллинга. По большей части - это работа классного руководителя, который должен быть ориентирован на создание в классном коллективе благоприятного психологического климата. Очень важно, чтобы классный руководитель чутко реагировал на все изменения внутри коллектива, проводил беседы, устраивал мероприятия на сплочение класса, работал с родителями. Как показывает практика: чаще всего буллерами являются дети, в семье которых есть значительные проблемы, - говорит собеседница.

К работе с классом привлекается и школьный психолог. Мероприятия, проводимые психологом, также включены в программу профилактики буллинга. Часто используют такой инструмент, как социометрия. Он помогает диагностировать отношения учеников в классе и узнать степени сплоченности-разобщенности коллектива, выявить «лидеров», «звёзд» и «отвергнутых». Учителя-предметники, тем временем, замечая агрессивное поведение или травлю, сообщают об этом классному руководителю.

Если же все методы устранения проблемы безуспешны, то она решается уже на другом уровне.

В школе есть коллегиальный орган - Совет профилактики правонарушений, на заседании которого рассматривается вопрос о постановке буллера и жертвы буллинга на внутришкольный учёт, - подытоживает собеседница.

НЕ КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ ГОТОВ ТРАТИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ

Учительница начальных классов Сабина рассказала, что в их школе новая программа против буллинга только еще будет внедряться. Педагоги должны пройти этот курс уже в скором времени, однако пока четких дедлайнов нет. Впрочем, о самой программе учителя практически ничего не знают. Обучаться чему-то новому Сабина готова, однако, по её словам, не каждый учитель готов тратить на новые курсы своё время.

Классный руководитель ближе к детям, поэтому он регулирует эти вопросы. А если проблема выходит на более глобальный и резонансный этап, то уже, конечно, подключаются и школа, и родители, и завучи, - говорит собеседница.

Учительница рассказывает, что травлю в отношении определенного ученика очень легко заметить: это видно ещё на первых порах.

Иногда бывает, что урок прерываешь и начинаешь беседовать на эту тему. Лучше уж на корню сразу обговорить, чем если это вдруг выльется всё в нечто негативное для всех, - рассказывает Сабина.

По словам учительницы, жертву буллинга изо дня в день могут обзывать, преследовать, в конце дело может дойти даже до драки, поэтому ещё в самом начале Сабина пытается пресекать любые попытки травли. Сначала женщина говорит с агрессором или компанией, которая обижает определенного ребёнка, а потом выносит этот вопрос на обсуждение со всем классом. Опять же нужно учитывать, что всё зависит от самого педагога: конфликты таким образом решают далеко не все. У кого-то же попросту нет времени или желания выискивать в классе жертву и агрессора.

ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ

Сотрудник одной из казанских школ Фаиль рассказал, что в их учреждении такого явления, как буллинг, нет. Дети ругаются, но причина их ссор не в травле.

В первую очередь на это влияет воспитание. Если ребёнка таким воспитали, то руководство и учителя уже не смогут его изменить, - заявляет собеседник.

Про новую антибуллинговую программу мужчина даже не слышал - ее в Казани только начали внедрять. Программу «Каждый важен» учителя проходили несколько лет назад, поэтому обновить свои знания они не против, тем более, что проблема буллинга остается актуальной до сих пор.

Решать проблемы буллинга нужно совместно. В школе это может быть учитель или психолог. Первый может проводить классные часы на эту тему, психолог проводит работу как индивидуально, так и в классе. Это ответственность школы и родителей. Если у ребёнка хорошие отношения с родителем, то в случае травли взрослый обязательно должен включиться: сообщить в школу о проблеме и помочь ребёнку, объяснить как ему действовать. Сам ребёнок тоже решает проблему, однако для начала ему надо дать навыки для этого, - говорит Зульфия Саляхутдинова, психолог, работающая со взрослыми и детьми.

Стоит учитывать, что проблему необходимо решать сразу с двумя сторонами конфликта: жертвой и агрессором. Ребёнок, которого травят, может неосознанно провоцировать своих сверстников на травлю либо же изначально не отстаивает свои личные границы, из-за чего и становится жертвой буллинга. По словам Саляхутдиновой, важно работать в этой ситуации и с ним, чтобы научить ребёнка защищать себя и давать отпор.

Причиной для агрессии может стать недостаток внимания от родителей, плохой пример в семье и нереализованность в социуме.

Можно научить ребёнка, что буллинг - это плохо, с помощью уроков в школе, правильного примера со стороны родителей, мультфильмов, где это объясняется. Самое главное - обсуждать эту тему, - подытожила Саляхутдинова.

Автор: Алина КАМАЛЮТДИНОВА

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»