Детективы - моя главная литературная любовь. Я прочитала большинство рассказов о Шерлоке Холмсе еще в шестом классе, безумно радуюсь экранизации Агаты Кристи под чутким руководством Кеннета Брана и визжу от восторга при появления на экране "Достать ножи". В какой-то момент меня, вполне естественно, заинтересовало, что нам может предложить современная литература в жанре "детектив"?
Я плюхнулась на диван, прочитала пять лучших из них и дала волю своему внутреннему критику!
V: Борис Акунин, Левиафан
В фешенебельном квартале Парижа с особой жестокостью убиты британский коллекционер лорд Литтлби и весь обслуживающий персонал особняка. Из прославленной коллекции восточных редкостей украдены уникальная золотая статуэтка индийского бога Шивы и один из расписных индийских платков. Дело начинает расследовать сыщик парижской префектуры Гюстав Гош. В руке убитого он обнаруживает эмблему золотого кита. Как выясняется это эмблема чудо-корабля "Левиафана", который отправляется в свое первое плавание в Индию. И всем пассажирам первого класса вручали такого золотого кита вместе с билетом. Но кто из них мог совершить такое страшное преступление? Подозрение падает на пять человек, у которых отсутствует золотой кит. Среди них оказывается и Эраст Фандорин...
Интерес к одному из самых ярких представителей российского детектива - Борису Акунину - появился у меня после просмотра первой серии недавно вышедшего сериала "Азазель". Сериал ужасен, но об этом как-нибудь потом.
Самая известная серия детективов Акунина посвящена приключениям Эраста Фандорина - по началу молодого, наивного и бедного коллежского регистратора, затем богатого статского советника со своими уникальными привычками и методами, а далее и вовсе свободного детектива - происходит в императорской России конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Писатель не скупится на описание политических событий, социальный веяний стыка веков и жизни русского народа, как в высшем обществе, так и среди бедных рабочих.
Борис Акунин задумал эту серию, как краткое изложение жанров детектива. "Азазель" - конспирологический детектив, "Турецкий гамбит" - шпионский , "Левиафан" - герметичный , "Смерть Ахиллеса" - детектив о наемном убийце и т.д. Должна отметить, что Акунин использует не только разные жанры детектива, но и разные способы повествования. Это может быть классическое изложение от третьего лица, следующее за главным персонажем, может следовать за помощником Фандорина, может, в стиле "Дракулы", быть набором записей из различных дневников и много другое.
На момент написания этой статьи я ознакомилась с восемью книгами об Эрасте Фандорине, в том числе сборником рассказов "Нефритовые четки", и с уверенностью могу сказать, что самыми любимыми для меня стали "Левиафан", потому что я обожаю детективы закрытого типа (такие, где есть ограниченная компания людей, серди которых притаился убийца), и "Статский советник". Да, последнее слишком "попсово", но персонажи в политическом детективе подкупают со всей своей силой (не говоря уже о фильме и актерах, которые их исполняют).
Если вы хотите начать знакомство с "Азазель", то запаситесь терпением. Прелесть этого произведения раскрывается далеко не сразу, нужно будет продираться. Но, если вам не охота этого делать, смело переходите к "Турецкий гамбит", там вам расскажут необходимую предысторию.
IV: Яна Вагнер, Кто не спрятался
Роман «Кто не спрятался» – это история девяти друзей, приехавших в отель на вершине снежной горы. Они знакомы целую вечность, они успешны, счастливы и готовы весело провести время. Но утром оказывается, что ледяной дождь оставил их без связи с миром. Казалось бы – такое приключение! Вот только недалеко от входа лежит одна из них, пронзенная лыжной палкой. Всё, что им остается, – зажечь свечи, разлить виски и посмотреть друг другу в глаза.
Это триллер, где каждый боится только самого себя. Детектив, в котором не так уж важно, кто преступник. Психологическая драма, которая вытянула на поверхность все старые обиды.
Я, как ранее было сказано, просто обожаю детективы закрытого типа (такие больше всего любила и писала Агата Кристи). "Кто не спрятался" именно такая история, но она гораздо глубже просто детективной линии. Персонажи в этом романе пытаются вычислить убийцу не посредством улик, фактов или алиби, а разбором отношений между друг другом.
Стоит отметить, что язык и стиль, в котором пишет Яна Вагнер просто изумительный. Я давно не встречала такого слога, особенного использованного не ради красного словца, но ради атмосферы и, местами, даже ради финальной арки самого выразительного средства.
Яне Вагнер удалось совместить в этой книге и "не российское пространство", и российский культурный код, что явно выделяет и возводит "Кто не спрятался" на новый уровень среди российских детективов.
III: Роберт Гэлбрейт, Дурная кровь
Детективный роман «Дурная кровь» – это пятая книга остросюжетного цикла «Корморан Страйк» от Роберта Гэлбрейта, более известного как британская писательница Джоан Роулинг.
Корморан Страйк отправляется в Корнуолл, где провел молодость, чтобы навестить вырастившую его тетю Джоан, умирающую от рака. В местном пабе к нему за помощью обращается женщина, сорок лет назад потерявшая мать. В 1974-м году доктор Марго Бамборо вышла из своей лондонской клиники, чтобы встретиться с другом, и большее ее никто не видел.
Детектив, занимавшийся этим делом, решил, что пропавшая стала жертвой серийного убийцы, активного в семидесятых. Спустя два года маньяка поймали, но касательно исчезновения Бамборо он так ничего и не сказал. А вскоре и сам детектив пал жертвой психического расстройства, возникшего на почве данного расследования.
Теперь Страйку и Робин Эллакотт предстоит опросить свидетелей тех давних событий, которые еще остались в живых, и обратить пристальное внимание на самые крошечные зацепки, при этом не упуская из виду собственные проблемы и продолжая мелкими шажками продвигаться в непростых отношениях друг с другом.
Пару статей назад я подробно писала о том, почему детективные романы Гэлбрейта (т.е. Джоан Роулинг) безмерно мне нравятся, поэтому здесь повторяться не буду, а оставлю ссылку. Скажу лишь, что "Дурная кровь" показалась мне самой изящной по сюжету и итоговому твисту.
II: Стиг Ларсон, Девушка с татуировкой дракона
Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не дает покоя стареющему промышленному магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку - поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берется за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд...
Стиг Ларсон - шведский общественный деятель, журналист и писатель. До своей ранней смерти в 2004 году он успел выпустить трилогию под названием "Миллениум", первой книгой которой является "Девушка с татуировкой дракона".
Если разбирать эту книгу по частям, то можно сказать, что детективная линия здесь отличная, персонажи не просто яркие, но и абсолютно непривычные для российского зрителя, как и места, в которых развиваются действия романа.
Хотя в аннотации заявлен исключительно Микаэль Блумквист, более запомнившимся и спорным персонажем здесь выступает Лисбет Саландер. Девушка с татуировкой дракона маленькая, красит волосы в черный, носит пирсинг, мрачную одежду и груз тяжелого прошлого на плечах. Она ведет себя необычно, провокационно, а иногда проявляет невероятную стойкость и хладнокровность близкую к психопатии.
Честно признаюсь, читать эту книгу местами было невероятно жутко, но в целом крайне интересно. Одна сцена все еще не идет у меня из головы, но при этом она поднимает сложную, неприятную и табуированную тему.
Я долго не могла понять, что меня цепляет, но в то же время отталкивает от персонажа Лисбет Саландер, пока не узнала, что многие исследователи приписывают ей синдром Аспергера. В основном, он определяется неспособностью к невербальной коммуникации, отсутствию эмпатии, а также ограниченными интересами и повторяющимися линиями поведения.
Если присмотреться к перечисленному повнимательнее, можно увидеть, что все это очень напоминает Шерлока Холмса (по крайней мере в исполнении Бенедикта Камбербэтча). Лисбет Саландер будто является фантазией Стига Ларсона на тему, что если бы Шерлок был женщиной с трудным прошлым, отталкивающей внешностью и помещенной в несправедливую систему. Ответ может многим не понравиться, но я все равно рекомендую вам ознакомиться с этим романом.
I: Дэн Браун, Ангелы и демоны
Иллюминаты. Древний, таинственный орден, прославившийся в Средние века яростной борьбой с официальной церковью.
Легенда далекого прошлого? Возможно…
Но — почему тогда на груди убитого при загадочных обстоятельствах ученого вырезан именно символ иллюминатов?
Приглашенный из Гарварда специалист по символике и его напарница, дочь убитого, начинают собственное расследование — и вскоре приходят к невероятным результатам…
Хотя Дэна Брауна лучше узнают по "Код Да Винчи", "Ангелы и демоны" его первый роман о Роберте Лэнгдоне, профессоре религиозной символики и, по воле случая, Джеймса Бонда среди историков.
Вы можете возразить: "почему эта книга в списке детективов, если по факту является триллером?" А я отвечу: "потому что это лучший триллер, что я читала!"
Дэн Браун тот самый человек, который вывел формулу идеального триллера и именно в "Ангелы и демоны" следует ей настолько неукоснительно, что оторваться от чтения становится просто невозможно.
Внимание! Сейчас я раскрою практически всю экспозицию, поэтому если вы не хотите себе спойлерить даже первую часть книги, переходите к последнему абзацу!
Итак, чтобы создать идеальный триллер по Брауну, вам нужно следовать правилу 3C - Контракт, Время и Неизбежность (Contract, Сlock, Crucible).
Контракт - это именно то, что обеспечивает детективную составляющую триллера. Глава крупного исследовательского центра приглашает Лэнгдона посмотреть на тело убитого ученого, так как кто-то оставил на нем символ иллюминатов. Кто убил этого ученного, зачем и причем тут давно исчезнувшая тайная организация - это и есть контракт. Интрига, которую книга обязуется раскрыть в конце.
Время - тикающие часы до чего-то непоправимого. Через некоторое время Лэнгдон узнает, что из центра похищена антиматерия. Она содержится в специальном контейнере, который не допускает соприкосновения со стенками (материей), ведь если это произойдет, то спровоцирует взрыв невиданных масштабов. Контейнер отключили от сети, а его собственного заряда хватит лишь на 12 часов, и где-то взорвется бомба. Но и это еще не все. Лэнгдон и дочь жертвы узнают, что бомба где-то в Ватикане, но возможности выяснить где именно нет. В то же время человек, который поместил ее туда заявляет: он саботирует выборы нового папы римского, все кардиналы, претендующие на этот пост похищены, и он будет убивать по одному из них каждый час.
Неизбежность - то, почему герои не могут свернуть с пути. Здесь я бы назвала это ставками. Девушка - дочь убитого, она несмотря ни на что хочет поймать того, кто сделал это с ее отцом. Лэнгдон - лучший эксперт по иллюминатам, только он может их найти и остановить. Иначе все кардиналы умрут, а Ватикан взлетит на воздух.
Если это не убедило вас взяться за эту книгу, то, боюсь, уже ничего не сможет. Но я попытаюсь и скажу, что это самое большое количество годных твистов подряд, что я видела в литературе. И что "Код Да Винчи" сильно уступает первой части.
На этом у меня все! Пишите какие книги уже успели прочесть, а какие только собираетесь? Всегда буду рада вашим рекомендациям новых детективов!