Найти тему
Хроники Сент-Элиаса

Весь этот «Оксиген». К 75-летнему юбилею Жан-Мишеля Жарра.Ч.13 - 1986-1987. Эпоха Rendez-vous. Финал. En Concert; Houston, Lyon.

Статью от 5 апреля 2021 года вы можете прочитать по ссылке/

Ну что ж, а теперь мы все дружно переместимся в далёкий-далёкий Хьюстон, а потом заодно ещё и в Лион заглянем. Причина такая-и там, и там Жарр дал так называемые «Рандеву-концерты». Концерт в Хьюстоне, который был приурочен к событиям, указанных в статье про альбом «Rendez-Vous», произошёл ровно в тот же день, что и выход этого альбома. Тогда как лионский концерт произошёл в том же году, но полгода спустя, 5 октября(в этот день, как и у нас, во Франции тоже отмечают День Учителя, кстати), и мало того, что, как мы знаем, Лион-родной город нашего ЖанМиша, так ещё туда наведался ни много ни мало-Папа Римский!!! Точней, Иоанн Павел Второй. Хоть и пугало организаторов концерта древнее предсказание от дедушки Нострадамуса, мол, в французком городе, что пересекают две реки, и как раз это Лион, возьмут и прикончат Папу Римского...но всё-таки концерт случился. И всё было окей. Как вы поняли, оба концерта связаны между собой тем, что оба они приурочены к выходу альбома «Rendez-Vous».

Как вы поняли, оба концерта связаны между собой тем, что оба они приурочены к выходу альбома «Rendez-Vous». Кроме того, по следам этих двух концертов в 1987-м был выпущен какбы сборник In Concert Houston-Lyon, в том же году переизданный как Cities In Concert Houston-Lyon. И да, именно тогда, в 86-м, при подготовке к концерту в Хьюстоне, в команде ЖанМиша появляется тогда ещё его будущая концертный администратор– великая и легендарная Фиона Комминс де Монтаньяк, та, без которой Жарр лишний раз не чихнёт(шутка, детишки)... И возьмёмся-ка мы за концерты конкретно... Хьюстонский концерт. Проводился он 5 апреля 1986 года. И насобиралось там народу ни много ни мало-полтора миллиона обыкновенных американцев и не только, полторы миллиарда обыкновенных хьюстоновцев и не только...в общем, ровно столько же, сколько на парижской Площади Согласия в 1979-м. Впрочем, Москву с 3 с половиной миллионами зрителей ни один концерт не переплюнул ни до, ни после... Плейлист концерта был следующим:

1. Ethnicolor

2. Oxygene 1

3. Oxygene 2

4. Oxygene 4

5. Equinoxe 7

6. Souvenir de Chine

7. Equinoxe 4

8. Equinoxe 2

9. Equinoxe 5

10. Rendez-Vous 3

11. Rendez-Vous 2

12. Oxygene 5

13. Ron’s Piece

14. Rendez-Vous 4

При просмотре записи у меня вышел несколько иной плейлист. Куда ЖанМиш зажал первый, второй и четвёртый «Кислород» и второе «Равноденствие»-фиг его знает...это будет на совести тех, кто монтировал сие видео. И вот что вышло:

1. Oxygene 5-с него и начинается это видео, болтовнёй старика Дрейфуса и иже с ним.

2. Souvenir de Chine-под это мы наблюдаем монтаж сцены.

3. Equinoxe 4-небольшие моменты с репетиции под открытым небом...

4. Zoolook-затесался невесть откуда, на его фоне мы и видим, как собирается народ.

5. Ethnicolor-под него выходит на сцену ЖанМиш и зачинает концерт. Впрочем, здесь композиция сокращена

6. Equinoxe 5-салюты, салюты и ещё раз салюты...и ухитряющийся играть на двух синтезаторах сразу ЖанМиш...всегда было интересно, как это у него получается???

7. Rendez-Vous 3-и куда же без лазерной арфы? А тут Жарр играет уже в перчатках...правильно, руки надо беречь...

8. Equinoxe 7-хоть и малость по хронометражу обкушенная, но всё-таки не растерявшая своего великолепия...

9. Rendez-Vous 2-и вновь на сцене лазерная арфа, а с ней и хор подвывающих детишек в белом...видимо, их до концерта пару дней не кормили(шЮтка, ребята и девчата)...

10. Ron's Piece– неимоверно трогательный и чувствительный до невозможности момент, ибо саксофонную партию должен был исполнять Рон МакНейр, прямо из космоса, из «Челленджера», но... увы, случилось непоправимое, и потенциальный дуэтный номер стал номером памяти астронавтов, в том числе и самого Рона... а на саксофоне здесь сыграл Кирк Уэлум.

11. Rendez-Vous 4-и опять хор подвывающих детишек на фоне довольного Жарра. Да, лицо ЖанМиша на тот момент-это отдельная история... И ещё вот что-сия композиция исполнялась на бис, и если на протяжении всей записи мы видим, что ЖанМиш отжигает в тёмно-розовом пиджаке, то в конце он весь в белом, и с белой ковбойской шляпой, которую в финале он бросил в толпу зрителей...интересно, кому досталось сие сокровище, прям из рук нашего Жарра???

Ох, и пришлось же ему намучиться с подготовкой концерта...то ФБР чуть ему концерт не сорвало, ибо «небесные трекеры» (армейские прожектора), что использовались для освещения, были направлены на федеральное здание; то во время прохождения через металлоискателей на запрограмированных звуковых дискетах всё стёрлось к Эрудианской бабушке, и пришлось всё перезаписывать; а то гроза расфигачила напрочь электроустановку, и никто не знал, будет ли всё работать... Впрочем, старину Жарра организационными трудностями не особо-то и напугаешь, детишки...

А теперь все дружно топаем из американского Хьюстона, прямо из Техаса, во Францию, в родной для ЖанМиша Лион...там нас, кстати, Папа Римский заждался... Лионский концерт. А лионский произошёл ровно полгода спустя, 5 октября(что, ЖанМиш так сильно любит цифру 5, да?????), и собралось там 800 тысяч зрителей. Как раз у товарищей французов, как и у нас, 5 октября День Учителя, и ЖанМиш явно заранее поздравил своих учителей... И, как я уже было сказано, что Лионский концерт примечателен не только тем, что Лион-это малая родина нашего Маэстро, но и тем моментом, что на нём был тогдашний Папа Римский Иоанн Павел Второй. И как бы ни пугали всех пророчеством Нострадамуса, что в французском городе, что пересекают две реки, и по описанию это как раз Лион, ничего тогда и не случилось, а Иоанн Павел в итоге помер сам, от целого букета болячек, на 85-м году жизни. Впрочем, о нём наш ЖанМиш упомянет в 2005-м на концерте в Гданьске, и непроста-тот был как раз поляком.

Некоторые удивятся-а как может вязаться визит Папы Римского и музыка ЖанМиша? Нууу, ребятки, Папа Римский тоже человек, ничто людское ему не чуждо... Однако не станем тянуть кота за хвост и примемся за разбор концерта. Плейлист не сильно отличается от Хьюстонского и выглядит примерно так:

1.Moonmachine;

2.Ethnicolor;

3. Wooloomooloo;

4. Magnetic Fields 1;

5. Equinoxe 7;

6. Souvenir de Chine;

7. Equinoxe 5;

8. Rendez-Vous 3;

9. Rendez-Vous 2;

10. Ron's Piece;

11. Rendez-Vous 4.

Хотя, на самом деле, в списке на сайте ЖанМиша 7-м Equinoxe даже и не пахнет...а первые Магнитные поля с какого-то рожна записаны вторыми...ох, деда Жарр, деда Жарр... А вот что вышло у меня при просмотре записи, за которой я охотилась хрен знает сколько и раздобыла буквально недавно...

1.Moonmachine-на самом концерте ею и не пахнет, но звучит в начале записи, на фоне подготовки к концерту и встрече Папы.

2.Ethnicolor- немного «обкушенная» по хронометражу, что, однако, никак не портит её великолепия. ЖанМиш с палочками около своих агрегатов, что и издают «те самые» звуки в композиции-это что-то с чем-то...интересно, а если его за барабаны посадить??? И опять хор подвывающих детишек, и как в Хьюстоне-почему-то в белых одеяниях...

3. Wooloomooloo-на зданиях летали ГЛАЗЮКИ!!! Кто не понял-это я про проекции рисунков разнообразных человечьих глаз...сам ЖанМиш отдал всю композицию на откуп своим музыкантам, сам лишь временами стукал в огроменный гонг, явно стыренный...эээ, привезённый с китайских гастролей...

4. Les Chants Magnetiques 1- а товарищ Жарр, оказывается, не только талантливый и гениальный музыкант, так он ещё и дирижёр заправский...эка как он дирижировал своими музыкантами, да и хором подвывающих детишек тоже, без них и здесь не обошлось... Хоть композиция по хронометражу знатно «обкушена»-куда ж совать все 17 минут?-но красоты своей никак не растеряла

5.Souvenir de Chine-наш старый добрый любимый «Китайский сувенир»...ну, или «Китайское воспоминание»-кому какой перевод больше нравится...соответственно, некоторая часть проекций была на околокитайскую тему...

6. Equinoxe 5-проецировались различные флаги, гремели салюты...а наш Маэстро смотрел на это с величайшей радостью, аж весь рот открыл...И при этом ничто не мешало ему лабать на своём LAGe...

7. Rendez-Vous 3-наш ЖанМиш и его любимая лазерная арфа, а то как же без неё в этой композиции...И внимание!-вуаля!-опять хор подвывающих детишек!!!

8. Rendez-Vous 2-всё тот же стандартный набор: проекции на зданиях, салюты, прожекторы, Маэстро с лазерной арфой и хор подвывающих детишек-куды ж без них, родимых... И внеочередное благословение от Папы-этих Пап Римских хлебом не корми, дай только да благословить кого-нибудь...

9. Ron's Piece–на этом концерте на саксофоне, как и в Хьюстоне, играет Кирк Уэлум...а Жарр сидит на сцене и играет на своём кейтаре(для тех, кто не понял-это такой синтезатор с ручкой, в простонародье именуется «расчёской»). Интересно, а ЖанМиш в этот момент вспоминал своего друга, Рона МакНейра? Наверняка уж вспоминал...

10. Rendez-Vous 4-тут уж отжигали все...и зрители, которые усердно аплодировали(зрители аплодируют, аплодируют...кончили аплодировать...да фигушки, хлопали весь номер), и музыканты, и хор подвывающих детишек, и пиротехники, и ответственные за компьютерную графику...но больше всех на своём LAGe отжигал «главная звёздочка» Лиона– наш родимый Жан-Мишель... Куда дядюшка Дрейфус и дядюшка Жарр заныкали заявленную в списке Equinoxe 7-тайна всех времён и народов, покрытая мраком...Так примерно и прошёл этот суровый 1986-й год в карьере маэстро.

Конечно, год Кролика наступил не с первого января 1987 года, но, тем не менее, в этом году альбом Rendez-Vous номинировался на лучший new age альбом, а приз он получил ещё в конце ноября 1986 года. Это была премия Victoires de la Musique. Более того, шоу в Хьюстоне стало победителем в категории «лучшее шоу».

Так что неплохо так начался 1987 год. И дабы увековечить свои концерты, маэстро выпускает «живые» выступления в Хьюстоне и Лионе на пластинке, названной «Cities In Concert: Houston-Lyon». В этот же самый год заметно активизировались его соотечественники и коллеги по электронному цеху, причём с отдельными из них он работал (или работает) в одной концертной команде. Не стояла на месте их творческая карьера. А теперь о новостях спорта.... Извините, о пластинке “Cities in concert: Houston-Lyon” расскажет мой соавтор Екатерина, предоставляем ей слово:

- А теперь о погоде (а мы-то ждали новости спорта)... Эммм, о пластинке "По следам Рандевушных концертов". Как я уже говорила, вышел сей сборник уже в 1987-м, под названием In Concert: Houston-Lyon, в том же 1987 году он был переиздан как Cities In Concert: Houston-Lyon. В этот альбом попали самые лучшие моменты знаменитых мега-концертов 1986 года в Хьюстоне и Лионе на одном диске. И треклист этой пластинки представлен следующими композициями:
- Oxygène Part 5
- Ethnicolor
- Les Chants Magnétiques Part 1
- Souvenir De Chine
- Equinoxe Part 5
- Troisième Rendez-Vous
- Second Rendez-Vous
- Ron’s Piece
- Quatrième Rendez-Vous

Так выглядит трек-лист оной пластинки. Кстати, между пятым Equinoxe и третьим Rendez-Vous, если верить сайту
aerozone.jmj.fr , втиснулось и благословение Папы Римского. Первая часть пластинки, она же лицевая сторона винила и кассеты, посвящена концерту в Хьюстоне, на который ссылаются различные отрывки из американских СМИ. Вторая часть, то есть вторая сторона винила и кассеты, посвящена концерту в Лионе, в том числе звуки колоколов и голос папы, которые иллюстрируют атмосферу между выбранными треками. Однако выбор и порядок треков не соответствуют этой структуре, поскольку, например, трек Les Chants Magnétiques Part 1, исполненный в Лионе, находится на лицевой стороне. Переиздание компакт-диска под названием “Cities in Concert: Houston-Lyon” появилось три года спустя с расширенным трек-листом из двух треков, размещёнными между треками Troisième Rendez-Vous и Second Rendez-Vous – это треки Equinoxe Part 7 и Wooloomooloo. Именно эта версия альбома входит в бокс-сет Laser Years. Кроме того, с 1997 года “Cities in Concert: Houston-Lyon” будет новым названием для всех французских и международных переизданий альбома с оригинальным шорт-листом треков.

И какие же впечатления оставили у меня и пластинка, и концерты? В целом, сама пластинка "По следам Рандевушных концертов" вполне себе неплоха, вполне слушабельна, но, детишки, как гласит слоган телекомпании ВИD - «Лучше один раз увидеть!». Ни Хьюстонский, ни Лионский концерт меня не разочаровали ни в плане подборки композиций, ни по масштабности, несмотря на то, что в обоих записях некоторые заявленные в плейлисте композиции по каким-то причинам отсутствуют... Ну, это не мои проблемы, честно говоря. Короче говоря, старина Жарр и в эти разы не подвёл. Факт того, что на обоих концертах ЖанМиш выступал в ярко-розовом пиджаке, родил у меня шутку, мол, он полгода не переодевался, а мылся прям в одежде, хе-хе... Да простит меня дедуля Жарр... Ну что, на этом мы и закрываем Рандевушный гештальт и готовимся морально к разбору по косточкам седьмого Жарровского альбома – «Revolutions». Всем добра и Жарра!

Присоединяемся к пожеланиям Екатерины, и переносимся в 1988 год, разбираем вышеуказанный альбом, благо в конце 1987 года записывается трек Computer weekend.