Два кусочека колбаски
Создателям двадцатисерийного телевизионного проекта «История российского шоу-бизнеса» - респект и уважуха. За попытку создать некую энциклопедию с анализом и выводами, когда куда проще было заполнить контент рассказами об выбранных по каким-либо причинам селебах - «Мои серебряный шар», «Чтобы помнили», «Рожденные в СССР» и ещё туева хучка аналогичных программ про это, про шоу-бизнес. Разумеется, таким путем, большей частью, и брели наши двое ведущих – Борис Корчевников и Сергей мать-его Шнуров. Из передачи в передачу кочевали умные мысли Константина Эрнста, Андрея Макаревича, Ильи Лагутенко и всуе упоминаемые персонажи, вроде, Филиппа Киркорова или Сергея Лисовского. Но главные очки, через которые предлагалось оценивать российский шоу-бизнес, были с лейблом лидера группировки «Ленинград».
Сама структура подачи материала была вызывающая усмешку. Матерщинник и крамольник учил элементарным вещам глуповатого вьюношу, который дебиловато хихикал и задавал уточняющие вопросы, вроде «А кто такие новые русские?» Понятно, что Шнур следовал сценарию, который ему писал как раз тот «дебиловатый вьюноша», но процесс ознакомления с былыми шлягерами ведь не подразумевает глубокой мыслительной деятельности. Причем в проекции на самого ленинградца, его выводы иногда просто смешны – и критика персонажей за фриковость, и их готовность выступать где угодно за кусок пирога. Ага, выборы-выборы, депутаты – водолазы, ой, мне предложили баллотироваться, перевернем страницу. Да и те, кто отслеживал карьеру Корчевникова в последующие за 2010 годы, вряд ли его сочтут дитем неразумным.
Но вернемся к нашим баранам. Общую картину происходящего в сфере песенного (а шоу-бизнес в этом сериале, в основном, песнопения) мироздания в ареале европейской части России с 1987 по 2010 годы зритель получил. Она безрадостная и сводится к нескольким словам – ехали на драндулете по колее, проложенным англо-саксонским вездеходом. Тот содрал идею, этот – основные рифы, а третий, вообще, король ремейков. А самые-самые (то есть, кого ограниченно признал Запад или, по меньшей мере, Китай – несовершеннолетние лесбиянки и ихтиандр с жабрами, не умеющий петь вживую. Грустно, девочки. Но зато у нас поймавшие радугу уже, в отличие от презренного Совка, получают большие деньги и уважение. И плевать, что те, кто у нас намба уан и примадонны, на затрапезном европейском конкурсе среди тамошних лузеров и в десятку не попадают.
Короче, российский шоу-бизнес начался с выходок Пугачевой в гостинице «Прибалтийская» и закончился к 2010 году, исчерпав все формы и методички. Ну, и злой интернет добил все конвульсивные телодвижения. Зачем покупать диски с песнями или билет на концерт, когда где-то чего-то нажал – и у тебя на диване, хочешь, Земфира убивает соседей, а, хочешь, новомодный домашний мамкин композитор, выложивший в сеть что-то смикшированное, коричневое и дурно пахнущее. Пиратство процветает, качество падает, мы все умрем. И отправится Борис Корчевников в эпатажную околополитическую журналистику снимать сюжеты, как одетый в пинжак с карманами Сергей Владимирович Шнуров будет водить демонстрации в Хабаровске во имя правящей партии. Но это совсем другая история.