Найти в Дзене
Софья@ПетербургиЯ

Бывший дом банкира на Васильевском острове. История жизни его жены и детей

Оглавление

Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что каждый дом, особняк или дворец в Петербурге - это чья-та судьба, судьба их бывших владельцев до 1917 года.

Изначально я хотела написать статью о здании Сибирского банка на Невском проспекте, но когда начала собирать информацию о людях, имеющих отношение к этому банку, решила, что о этом доме я расскажу позже.

Сибирский банк
Сибирский банк

Сегодня будет история жизни председателя правления Сибирского банка Альберта Михайловича Соловейчика и семьи его сына Михаила.

Почему вдруг о нём?

Я уже не раз рассказывала вам истории о домах и их владельцах на Васильевском острове, и в этот раз, собирая данные о Сибирском банке, увидела знакомую мне фамилию - Соловейчик.

Дом, где он жил находится на Васильевском острове! Вот так моя тема с "Дома на Невском проспекте" изменилась на "Дом на Васильевском острове".

Вот этот дом - Доходный дом М. А. Соловейчика
Вот этот дом - Доходный дом М. А. Соловейчика
-3

Почему я решила рассказать о Альберте Михайловиче Соловейчика и его семье вы поймете, прочитав статью.

Альберт Михайлович родился в многодетной семье купца Йохеля Ореловича Соловейчика, где кроме него было еще семеро детей.

Все дети получили образование, кто-то стал врачом, кто-то чиновником, юристом, портнихой, инженером.

Альберт Михайлович Соловейчик
Альберт Михайлович Соловейчик

Альберт Михайлович был фармацевтом по образованию, проработал по специальности несколько лет, но потом неожиданно его пригласили в Петербург в отделение Сибирского Торгового банка.

Дела шли успешно, и вскоре он возглавлял сначала отделение, а спустя время и банк. Председателем правления Альберт Михайлович стал в 1870 году и прослужил до самой смерти в 1900 году.

Альберт Михайлович был женат на племяннице финансиста Леона Моисеевича Розенталя – Екатерине Сергеевне.

Соловейчик Екатерина Сергеевна
Соловейчик Екатерина Сергеевна

Их единственный сын – Михаил Альбертович, став взрослым, также будет работать в Сибирском Торговом банке. Спустя 12 лет после смерти отца он займет пост директора.

Мать Михаила Альбертовича Екатерина Сергеевна скончалась в 1937 году в Германии.

В 1898 году Михаил Альбертович женился на Алисе Яковлевне. В семье было трое детей: девочки близняшки Елена и Лидия (г.р. 1899) и сын Георгий (г.р.1902).

Михаил Альбертович скончается за год до революционных событий 1917 года и его жена останется одна с тремя детьми.

Соловейчики жили в этом доме на Васильевском острове. Михаил Альбертович стал его владельцем в 1907 году (адрес: Большой пр-т ВО,3/ул.Репина,16).

Архитектор сделал несколько переделок для нового хозяина, сегодня мы видим дом уже в усовершенствованном виде.

История этого дома и семьи Соловейчик

Как-то раз мне попалась статья, где говорилось об этой семье и этом доме!

Это были воспоминания английской гувернантки, которая работала у Соловейчиков до революции 1917 года (газета Winnipeg Free Press 20.08.1938).

Гувернантка вспоминала, что в годы Первой Мировой Алиса Яковлевна (жена Михаила Альбертовича) организовала в подвале своего дома госпиталь.

тот самый госпиталь
тот самый госпиталь

Они с детьми сами ухаживали за раненными, девочкам на тот момент было 15 лет. Когда в 1916 году скончался муж, Алиса Яковлевна продолжала принимать раненных в свой маленький госпиталь.

После революции Алиса Яковлевна с детьми осталась в Петрограде и вот однажды, а это было в 1918 году 12 солдат, которые лечились в госпитале Алисы Яковлевны Соловейчик, вспомнив дом и главное то, что в здесь был один из лучших винных погребов в городе, явились и потребовали отдать им «питье».

Как вспоминала гувернантка, они в ту ночь с детьми заперлись в комнате наверху и сидели там, пока солдаты уничтожали запасы.

В тот же год Алиса Яковлевна с детьми и гувернанткой покинула Россию, они уехали в Великобританию.

Сын Георгий получит блестящее образование, станет журналистом, специалистом по международным отношениям, напишет биографию графа Потемкина. Жил он в Лондоне, была ли у него семья неизвестно.

А вот, судьба девочек непонятна.

  • По первой версии гувернантка утверждала, что семья в полном составе зиму 1918 года провела в Финляндии, а потом через Швецию и Великобританию перебралась во Францию. Девочки стали переводчицами, ведь они в совершенстве владели несколькими иностранными языками. Далее об их жизни ничего не известно.
  • По второй версии - Лидия и Елена, по какой-то причине остались в Петербурге, они не смогли присоединиться к матери и младшему брату. Девочки поступили в 1918 году, в год отъезда матери из России, в Петроградский университет. Лидия выйдет замуж за Карла Моисеевича Шура. Дальше их след теряется.

Но это не конец истории.

В 2018 году, через 100 лет, как семья покинула Россию, французский аукционный дом выставил на продажу два портрета: Михаила Соловейчика и его жены Алисы.

Hôtel Drouot — крупный аукционный дом в Париже, известный произведениями изобразительного искусства, антиквариатом и предметами старины.
Михаил Соловейчик
Михаил Соловейчик
Алиса Соловейчик
Алиса Соловейчик

Художник портретов Николай Корнилиевич Бодаревский, из известных его работ можно отметить портрет императрицы Александры Федоровны.

-9

Владелицей выше указанных двух портретов оказалась правнучка Соловейчиков Алисия – потомок дочерей Соловечик.

Выходит, что дочери выехали из России вместе с матерью? Или уже позже кто-то из их детей эмигрировал?

Картины на аукционе купили частные лица.

Более трагично сложилась жизнь сестры Михаила Альбертовича – Эммы Альбертовны.

Она вышла замуж за юриста Максима Львовича Лунца, который также служил в Сибирском Торговом банке. Эмма Альбертовна занималась благотворительностью. Они семьей эмигрировали из России в Германию.

В 30-х годах перебираются в Ниццу, понимая, что оставаться в Берлине им опасно.

Но в Ницце нашелся тот, кто за 20 тысяч франков выдал её гестапо. Её дочь Екатерину Максимовну гестапо схватило еще раньше.

Они обе погибли в Освенциме - Эмме Альбертовне было 65 лет, её дочери Екатерине 42. Выжил в те годы только сын Эммы Альбертовны - Альберт Максимович Лунц.

Альберт Максимович Лунц
Альберт Максимович Лунц

А вот, судьба другой сестры Михаила Альбертовича - Веры Альбертовны была иной.

Она стала педагогом, вышла замуж за Юлия Александровича Кистяковского, и вместе с Надеждой Константиновной Крупской занималась организацией первых детских садов.

Умерла Вера Альбертовна в 1955 году в Москве в возрасте 81 года.

Кистяковская (Соловейчик) Вера Альбертовна
Кистяковская (Соловейчик) Вера Альбертовна

Ну а что же дом, о котором я рассказала?

Как видите, сегодня он в отличном состоянии, и это не может не радовать, ведь всего несколько лет назад он был вот таким (см.фото ниже).

В советское время здесь был обычный многоквартирный жилой дом. В 2007 году квартиры выкупили и решили сделать мини-отель, но 10 лет никаких работ не велось и здание постепенно превращалось в заброшенное со всеми вытекающими отсюда последствиями.

-12
-13

Сравним с фото после реставрации.

-14
-15

А вот фотографии помещений внутри здания.

"До"
"До"
"После"
"После"

Позже, кто-то наконец решил отремонтировать дом, но с этим ремонтом была какая-то история.

Вот такая есть информация от 2020 года:

Штраф в 50 тысяч рублей заплатит хозяйка семи квартир и двух помещений в "Доходном доме Соловейчика М.М." за то, что провела капитальный ремонт без согласований и разрешения КГИОП.
На домовладелицу 3 июля 2020 года комитет составил административный протокол. В здании по адресу улица Репина, 16/3 литера "А" рабочие ошпаклевали дворовые фасады, установили новые окна, на чердаке убрали дымовые и вентиляционные трубы, появилась мансарда с террасой и новая крыша, некоторые проемы были заложены кирпичом.

При этом дом является объектом культурного наследия регионального значения.

Адвокат хозяйки доходного дома пояснил, что работы на объекте велись лишь ради безопасности граждан и пешеходов, поскольку здание находилось в удручающем состоянии.
Юрист отметил, что предыдущий собственник этого здания в 2014 году получил от КГИОП экспертизу и разрешение на проведение ремонта. Однако, как установил суд, разрешение действовало только в течение трех последующих лет. Так что на момент проводимых работ у владелицы не было на руках необходимых документов.
Мегаполис (городская сеть информирования).

Комментировать не буду. Дом приведен в нормальное состояние, и сегодня радует своим видом.

Кстати, в том самом полуподвальном помещении, где был (скорее всего тот самый госпиталь и запасы напитков) сегодня маникюрный салон.

Когда знаешь историю дома, так странно видеть такое. Но это жизнь и это нормально.

-18

.