Близкие друзья Элизабет Гаскелл сжигали ее «Руфь», считая, что такая книга и на свет-то появиться не должна была. Флобера судили за его «Госпожу Бовари». Драйзера так вообще не понимали и бойкотировали издательства.
Вот как вы считаете, литература может быть любой? Или всё же есть темы, на которые писать не стоит?
На мой взгляд, для творчества не должно быть никаких ограничений. Тем более, что те же книги отражают действительность, и невозможно писать истори только о бабочках и розовых пони. Но со мной согласны не все, а век назад общество вообще мог взбудоражить любой шорох.
Порочная любовница
С творчеством Драйзера, как я думаю, многие знакомы. Его «Американскую трагедию», Трилогию желания и «Сестру Керри» читали и читают до сих пор. Только вот последней было не так просто добраться до полок книжных магазинов. Хотя это не единственный его роман, которому досталось.
«Сестра Керри», прежде чем появиться в книжных магазинах, лежала в подвале издательства. Её вроде бы уже напечатали, но потом решили не выпускать в продажу, чтобы не рисковать. Аргументация была такая:
Ведь Керри не просто избежала возмездия, Драйзер вообще не считал, что она грешна, и это был самый дерзкий его вызов условным понятиям конца 19 века.
То есть, как вы видите, возмущало американское общество не то, что девушка стала любовницей и жила на деньги мужчин, а то, что она избежала наказания! Грешить можно, но грешники не могут быть безнаказанными.
Драйзер был первым американским автором, осмелившимся без прикрас рассказать о настоящей жизни. Он писал о том, что видел своими глазами. История Керри, отчасти — история его сестры. Восстание трамвайных рабочих он видел своими глазами, когда работал журналистом. Это не история про балы и высшее общество; здесь про то, как живет большинство.
Я очень рекомендую «Сестру Керри» к прочтению. Моё любимое у Драйзера — «Американская трагедия», однако и этот роман прекрасен.
Не учи молодых девушек плохому
«Госпоже Бовари» Гюстава Флобера досталось ещё хлеще, ведь писателя судили. И слово «судили» я использую не в переносном значении! В самом настоящем зале суда Флобера обвиняли в том, что измены в романе представлены уж очень привлекательно. Настолько, что это может отразиться на нравственных ориентирах молодых девушек.
Напомню вам немного сюжет:
Молодая девушка не очень удачно выходит замуж, заводит любовника и не самым лучшими образом заканчивает.
Привлекательного в романе, если честно, не очень-то и много. Этот же аргумент представил на суде и адвокат, сообщив, что главная героиня — Эмма — скорее послужит антипримером для девушек, с чем я полностью согласна. Ведь суть вовсе не в измене, а в браке, в котором столкнулись ожидание и реальность, в необдуманном поступке и спешке. Такая жизнь должна оттолкнуть, а не привлечь.
Флобера в итоге оправдали, а история с судом сыграла автору только на руку: после него роман был продавался огромными тиражами.
Такое мог написать только больной!
А вот это — моя любимая история, и связана она с одним из моих любимых авторов — Эмилем Золя. Если вы знакомы с творчеством Золя, то знаете, что он не милашка-очаровашка: он пишет откровенно и дерзко.
И, если верить критикам, пишет он похабные и непристойные романы. Да, именно так во Франци встретили его «Терезу Ракен». В предисловии этого произведения Эмиль Золя писал:
Критика встретила эту книгу яростным и негодующим воем. Некоторые благонамеренные люди из столь же благонамеренных газет брезгливо поморщились и, взяв её щипчиками, бросили в огонь. Даже мелкие литературные газетенки, ежедневно оповещавшие о том, что произошло в альковах и отдельных кабинетах, зажали носы, вопя от зловония и гнили. Я отнюдь не жалуюсь на такой прием; наоборот, я в полном восторге от сознания, что у моих собратьев столь девически чувствительные нервы.
На самом деле ничего такого уж из ряда вон в романе не было описано. Скажу даже больше, двумя годами ранее был опубликован другой роман на эту же тему — «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова.
Эмиль Золя хотел показать животную натуру человека, отразить, на что может толкнуть людей страсть и глупость. Акцент в романе был далеко не на разврате, а как раз на разложении души.
На мой взгляд, это просто великолепное произведение. В таком маленьком объеме высказано всё, что требуется. Золя — потрясающий психолог, прекрасный аналитик. Он не пишет мерзости ради мерзостей, он выворачивает души, достает скелеты из шкафов и рассказывает правду.
Ага, давайте и такое будем оправдывать
Сейчас самое странное. Скандал коснулся и Томаса Гарди с его «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Хотя знаете, если вспомнить, какой была лицемерной и ханжеской Викторианская Англия, то для удивления поводов не остаётся.
Сюжет романа трагичен и прост — молодая девушка из-за своей невинности и неподготовленности к жизни вступает во внебрачную связь и рожает ребенка. Далее мы следим за её судьбой.
Казалось бы, почему Викторианское общество было возмущено, ведь Гарди не написал ничего необычного? А вот представляете, слишком уж нежно он обошелся со своей героиней, а так было нельзя. Он даже посмел назвать падшую женщину «чистейшей»! Гарди пишет:
Почему случилось так, что эта прекрасная женская душа, чувствительная как паутинка, и, в сущности, чистая, как снег, обречена была носить клеймо? Почему так часто грубое берет верх?
Автор сочувствует Тэсс и встает на её сторону, что, конечно же, в 19 веке было абсолютно неприемлемо.
Знаете, в Викторианской Англии в принципе ценилось только внешнее благополучие. Главное, чтобы с виду было всё красиво, а как там дела на самом деле обстояли — неважно. Именно поэтому их интересовал только проступок Тэсс, а нее душа, поступки и истинные стремления.
Я люблю такие истории. Интересно наблюдать, как когда-то что-то запрещали и осуждали, а сейчас это стало классикой.
Что вы из этого читали? Как относитесь к этим книгам?
Мне надоело модерировать комментарии комментарии, поэтому они теперь закрыты.