Найти в Дзене
Фантастоведение

Советский рассказ, достойный голливудской экранизации

Иллюстрация к рассказу «Крабы идут по острову». Художник Владимир Владимирович Юдин
Иллюстрация к рассказу «Крабы идут по острову». Художник Владимир Владимирович Юдин

Здравствуйте, уважаемые почитатели научной фантастики!

Некоторые из вас, прочитав заголовок, могут воскликнуть: «Ну тоже мне новость, каждое произведение из советской научно-фантастической библиографии достойно воплощения на экране!» – и в некоторой степени будете правы.

Но спешу вас успокоить, далее речь пойдет не об абстрактном утверждении ради красного словца, а о рассказе советского писателя, сюжет которого идеально вписывается в тематику популярного мультипликационного сериала «Любовь, смерть и роботы».

Напомню, что американский стриминговый сервис Netflix ранней весной 2019 года открыл доступ к первому сезону. Публика восторженно отреагировала на премьеру, проявив повышенный интерес, выраженный высоким показателем суммарного времени просмотра. Поэтому вскоре последовали второй и третий сезоны (в настоящее время насчитывается тридцать шесть серий).

«Любовь, смерть и роботы» – классический сериал-антология, в котором каждый эпизод является завершенной фантастической, фэнтезийной или хоррор историей.

Основой для большинства короткометражек послужили произведения известных (и не очень) нынче писателей-фантастов, среди которых Питер Гамильтон – автор замечательного романа «Звезда Пандоры», Майкл Суэнвик – мастер малой сай-фай прозы из США, Аластер Рейнольдс – создатель культового цикла «Пространство Откровения», а также Джон Скальци, написавший романы «Война старика» и «Люди в красном».

Большинство эпизодов сериала «Любовь, смерть и роботы» не предназначены для просмотра людьми со слабой психикой. Сцены насилия с обильными излияниями внутриполостных жидкостей, жуткие беспощадные монстры и пошлый чернушный юмор вкупе с захватывающим сюжетом и попыткой метафорического осмысления страхов и проблем социума делают сию антологию уникальным явлением в современном кинематографе.

Как ни странно, но рассказ, написанный шестьдесят пять лет назад в хрущевском СССР, прекрасно совмещается с концепцией сериала, порожденного извечно «загнивающей» вульгарной западной культурой, из первой четверти двадцать первого века.

Называется рассказ «Крабы идут по острову». Советские читатели впервые могли с ним ознакомиться на страницах ноябрьского выпуска популярного журнала «Знание – сила» за 1958 год. Затем на протяжении пары десятилетий краткая история регулярно публиковалась в различных научно-фантастических сборниках, выходящих по всей планете. И это не преувеличение, ещё в 60-х рассказ был переведен на все основные языки человечества: английский, французский, испанский, немецкий, итальянский, голландский, португальский, и – о чудо! – на японский. К слову, благодаря переводчику-русофилу Сёдзи Нисимото в Японии 66-ом увидел свет сборник рассказов советских авторов, куда с прочими вошли произведения братьев Стругацких, Севера Гансовского, Георгия Гуревича и Анатолия Днепрова [1], о рассказе которого и ведется речь.

Для меня имя писателя Анатолия Днепрова связано с особой категорией научной фантастики, плотно переплетённой со шпионско-приключенческим жанром. Например, если ради мысленного эксперимента внедрить в центры событий повестей Днепрова «Глиняный Бог» и «Полосатый Боб» секретного агента наподобие англичанина с двумя нулями (только нашего соотечественника из КГБ) – на выходе бы получились залихватские шпионские боевики с интеллектуальной научной основой на порядок интересней, чем у Яна Флеминга. Утерли бы нос Джеймсу Бонду!

Иллюстрация к рассказу «Крабы идут по острову». Художник Владимир Владимирович Юдин
Иллюстрация к рассказу «Крабы идут по острову». Художник Владимир Владимирович Юдин

События рассказа «Крабы идут по острову» начинаются с высадки на необитаемый остров десанта из двух человек с десятком тяжелых деревянных ящиков. Эксцентричный инженер-изобретатель Куклинг и его молодой ассистент лейтенант Бад, от лица которого ведется повествование, организовывают вдали от цивилизации бесчеловечный эксперимент. Остров на двадцать дней становится полигоном, на котором должны эволюционировать самовоспроизводящиеся роботы. Люди называют их «крабами», всё их существование подчинено единственному смыслу – производству подобных себе механизмов. Согласно теории Дарвина, в результате естественного отбора на острове должна вывестись популяция самых совершенных механизмов, орды которых военные планирую забросить на территорию государства-противника для уничтожения запасов оружия, бронетехники и всей промышленности. Но опасный эксперимент вышел из-под контроля, так как злой гений не учел несколько маленьких деталей, сыгравших в итоге роковую роль.

Рассказ «Крабы идут по острову» содержит все основные элементы альманаха «Любовь, смерть и роботы» – там присутствуют и роботы, и смертоубийство, вот только любви нет. Но её можно «притянуть за уши» в адаптированный сценарий, например, показав бережно хранящуюся в нагрудном кармане фотографию молодой супруги лейтенанта Бада, ждущей его возвращения дома.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Биография Анатолия Петровича Днепрова (настоящая фамилия – Мицкевич) впечатляет: родился в Гражданскую, в 1919 году, окончил физический факультет МГУ за считанные дни до войны, с самого начала Отечественной находился на фронте, присутствовал при подписании капитуляции Германии в качестве переводчика маршала Г. К. Жукова, позже занимался наукой, защитил кандидатскую диссертацию по физике, работал в должности научного редактора, а затем члена редакционной коллегии популярнейшего в стране журнала «Техника-молодежи» до самой кончины в первых числах октября 75-го

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!