- С другой стороны чувство собственного достоинства и стремление к равенству тоже появилось эволюционно. А вместе с идеей равенства одновременно первые табу. Неожиданная психоаналитическая интерпретация равенства и табу будет приведена ниже.
- Как это возможно, спросите вы, что животное начало требует от нас установления отношений в группе по принципу иерархии, то есть доминирования одних особей над другими, а человеческое - равенства?
- Итак, если вам нужна причина считать себя равным любому в любом обществе, то вот вам причина.
Стремление к равенству пришло к нам из глубины тысячелетий и одновременно из глубины любого языка и религии. Ему противоположно стремление установить социальную иерархию в группе, систему доминирования и подчинения, которая есть у многих животных. Например, у приматов ученые выделяют порядок доминирования от альфа до омеги. Альфа-самец управляет группой, имеет больше всех прав, омега - меньше всех.
У людей тоже есть что-то похожее. Один рождается лидером, другой подчиненным, третий держится в сторонке и так всю жизнь. Замечали? Эта особенность досталась нам от общего с другими обезьянами предка.
С другой стороны чувство собственного достоинства и стремление к равенству тоже появилось эволюционно. А вместе с идеей равенства одновременно первые табу. Неожиданная психоаналитическая интерпретация равенства и табу будет приведена ниже.
Идея «все равны перед Богом» и ее более поздняя вариация «все равны перед законом» появилась не столько благодаря мыслителям, сколько изначально была заложена в язык через первое слово, отличное от коммуникативных сигналов животных. И было это первое слово обозначением духа-покровителя группы. И были все равны в те далекие времена в своем ощущении причастности к духу (об особенностях первобытного мышления глубоко и любопытно писал антрополог Л.Леви-Брюль).
Я писала уже о том, что десятки тысяч лет назад одно из имен духа-покровителя группы стало личным местоимением в языке - групповым Я наших предков. Я говорю не об одном каком-то языке и народе, а о процессе появления языка, религии и морали как таковых у всего человечества. Есть общие принципы возникновения всех языков мира, о них и идет речь в публикации.
Употребление группового Я (Я/МЫ) на самом раннем этапе построения языка - это возможность сказать что-то наподобие «подождите, сейчас я буду говорить от лица того, кто невидим, но самый главный для нас». Дикари же просто произносили имя духа и этим было всё сказано. Этим словом они привлекали внимание, останавливали агрессию, обозначали свою принадлежность к группе. Современную антропологическую концепцию того, как появилось местоимение Я в любом языке в мире я разобрала в публикации «Тайна происхождения человека. С кем это мы говорим внутри себя?».
Как это возможно, спросите вы, что животное начало требует от нас установления отношений в группе по принципу иерархии, то есть доминирования одних особей над другими, а человеческое - равенства?
Дело в том, что стремление говорить и действовать на равных с другими появилось совсем недавно по меркам эволюции. Принцип равенства как и человеческий язык возникли примерно 50 тысяч лет как видовые признаки сапиенсов, а иерархии в группе приматов - миллионы лет. Давая новые признаки, природа долго сохраняет старые, опирается на них, сочетает их, если это помогает виду выживать. И нам приходится с этим жить.
Я упомянула выше, что у наших далеких предков было мистическое чувство причастности чему-то или кому-то неизвестному, ощущение этого неизвестного в себе и других. Закон партиципации был описан исследователем первобытной культуры Люсьеном Леви-Брюлем. Партиципация, по его мнению, характерная для мышления людей на стадии дикости вера в невидимую мистическую связь всего и со всем. Поколебать эту веру не может даже непосредственный опыт, противоречащий наличию какой-либо связи отдельных вещей и явлений.
«В бесконечном количестве случаев мышление первобытных людей, как мы видели выше, непроницаемо для опыта» - пишет Л.Леви-Брюль в своей книге «Сверхъестественное в первобытном мышлении». Он называет такое мышление пралогическим. Он подчеркивает, что дикари не просто допускают логическую ошибку "после этого - значит по причине этого", что-то заставляет их мозг искать невидимые связи вещей и явлений даже там, где это очевидно противоречит действительности.
А вот один из конкретных примеров работы пралогического мышления, который описал этот ученый. Абипоны (некогда коренное население севера Аргентины и юга Парагвая) были не способны уловить иногда самую непосредственную последовательность явлений, даже такую, которая бросается в глаза. «Казалось бы, что тяжелой раны от удара копьем вполне достаточно, чтобы объяснить смерть раненого. Тем не менее, если раненый умирает, абипоны в своем безумии доходят до того, чтобы верить, будто не оружие убило раненого, а злодейское искусство какого-нибудь колдуна... они убеждены, что колдун умрет в свою очередь в наказание за убийство их родственника, если только сейчас же после смерти покойника вырвать у него язык и сердце, зажарить их на огне и отдать на съедение собакам. Хотя уже много сердец и языков было съедено собаками и никто ни разу не видел, чтобы непосредственно после этого умер какой-нибудь колдун, абипоны тем не менее свято сохраняют привязанность к обычаю своих предков и продолжают вырывать язык и сердце у детей и взрослых обоего пола, как только они испускают дух».
Появление ощущения сопричастности невидимой мистической силе, которому подчинялось поведение и образ жизни наших далеких предков, объяснил русский философ д.ф.н. Мозжилин С.И. Он пришел к выводу, что первым словом в человеческом языке было имя духа-покровителя группы. Изначально же это был сигнал вожака для привлечения внимания и остановки конфликтов. Мозжилин С.И. в своих научных работах показал как слово (сигнал вожака) смогло «оторваться» от его носителя и приобрести самостоятельную мистическую силу в сознании наших предков.
Вся наша культура пронизана символами, с этим наверное никто не будет спорить? Зачем люди покупают айфоны и дорогие автомобили? Не столько потому что они лучше более дешевых аналогов, сколько потому что это символы успеха и власти. Так вот первым символом власти и силы в человеческой культуре было Слово. И пользоваться этим словом-символом причастности к чему-то могущественному, мистическому и неизвестному могли все, принадлежащие одной группе-Эго.
Я должна отметить, что Л. Леви-Брюль выдвинул предположение об особенностях первобытного мышления, обобщая опыт общения исследователей и миссионеров с так называемыми современными дикарями, племенами развивавшимися вдали от цивилизации. Некоторые ученые полагают, что переносить выводы, сделанные относительно современных дикарей на наших далеких предков неверно, но лично я уверна, что консервирование в развитии некоторых представителей вида Homo Sapiens на стадии первобытности это огромный подарок нам всем, это возможность понять кто мы и зачем.
Итак, если вам нужна причина считать себя равным любому в любом обществе, то вот вам причина.
Ощущение равенства в причастности к невидимой силе заложено в нас эволюционно, оно закрепилось в ходе исторического развития, обретая различные культурные формы и трактовки. В прошлых публикациях я излагала концепцию появления языка и религии как эволюционно обусловленного процесса. Я объясняла, почему сама по себе вера в духа (духов, богов) не могла быть придумана людьми, ведь для этого они должны были сначала научиться думать, используя слова-символы, а не просто коммуникативные сигналы. Сначала появилось первое абстрактное слово - имя духа, а потом развилось абстрактное мышление и язык. Многие до сих пор не понимают разницу между абстрактным и образно-наглядным мышлением. Мне пишут иногда в комментариях, мол разве вы не знаете что обезьяна может посмотреть на картинку банана и потом принести банан? Знаю. Но это образно-наглядное мышление. Предмет замещается его образом. Особенность любого человеческого языка в том, что у многих наших слов нет образа, а понять смысл слова можно только через другие слова, которые также не имеют образов. Что такое сила? Мы можете ее нарисовать или как-то показать? Непосредственно саму силу? Сила — физическая векторная величина, являющаяся мерой воздействия на данное тело со стороны других тел или полей. А величина это что? А мера? А тело? А поле? Одно слово объясняется через другое в нашем языке и вместе с тем все слова имеют незримую связь. Любое слово существительное можно заменить местоимением, как будто во всех вещах есть общее. А что обозначает само местоимение (он, она, этот, тот и т.д.)? Такой невидимой связи всего со всем нет в мышлении и системе коммуникативных сигналов животных. Никакое животное кроме человека не может обозначить то, что выходит за рамки чувственного опыта, то что невидимо, неизвестно.
Однако стремление к равенству, заложенное в нас таким нестандартным образом, несло в себе и ограничения. И понятно, что без ограничений, свалившееся на людей ощущение собственного достоинства и равенства, через причастность духу, привело бы к гибели вида.
Давайте рассмотрим к каким запретам привела вера в духа и общую причастность к нему. Я говорю в том числе о тех самых табу, которые и сегодня вызывают острый спор в обществе и находят отражение в законодательстве. Догадываетесь, о каких отношениях между людьми я говорю? Постараюсь написать о них аккуратно, соблюдая требования платформы.
Табу для человека первобытного уровня развития – это религиозно-магический запрет, нарушение которого влечет за собой смерть или болезнь, посылаемые богами, сверхъестественными силами, духами.
Вот что пишет о том, почему появление религиозных представлений о духе, который бессознательно ассоциируется с вожаком и его властью, приводит к появлению запретов и ритуалов д.ф.н. Мозжилин С.И. в статье «Символизация духа. Лица и брак»:
"Цензура поведения человека осталась в качестве главной его функции (по аналогии с реальным вожаком - примеч. автора публикации), права первого в доступе к пище и к вступлению в половую связь – основными правами. Первое породило обряды жертвоприношений и пищевых ограничений, второе – многочисленные половые табу, обряды и ритуалы, в том числе брак."
Поскольку представление о существовании духа возникли в результате бессознательных ассоциаций с вожаком, связанных с употреблением всеми в группе его сигнала, то и отношение к духу унаследовало черты взаимоотношений с вожаком. Вожак у приматов обладает правами первого доступа и распределения пищи. Неудивительно, что своим духам(богам) люди стали приносить жертвоприношения животных, а также соблюдать различные посты и другие ритуалы, связанные с приемом пищи.
Вожака в группе боятся и уважают, его нельзя унижать, ставить в позу подчиненного, иначе навлечешь на себя его гнев. А теперь представьте, что вы ощущаете постоянно связь с духом (невидимым вожаком) в самом себе через произнесение его имени, которое одновременно играет роль группового Я. Разве позволите вы кому-то унижать себя, если в вас находится этот дух? Ведь тогда вы унизите духа и это навлечет на вас его гнев.
Известный факт, что половой акт у приматов служит, в том числе, для поддержания иерархии в группе и может быть наказанием. И этот факт имеет отношение к появлению табу в человеческом обществе. Животные не испытывают стыда за любые отношения между собой, возможно только дискомфорт, а у человека появилось представление о том, что некоторое поведение, на которое его провоцирует собственная природа - недопустимо. Как это связано с ощущением духа в себе и в каждом?
Ритуалы брака это не что иное как обращение к духу(духам, позднее богам) с целью получить разрешение на связь, которая несет в себе опять-таки бессознательные ассоциации с доминированием-подчинением. Поэтому ритуал брака прежде всего был нужен женщине, ведь ей нужно было следить за тем, чтобы не унизить духа в себе, поскольку в близких отношениях традиционно женщина была в подчиненном положении. Кстати, этим же объясняется появление экзогамии (заключение брака за пределами своей группы), ведь унизить своего духа-покровителя совсем страшное дело, а чужого не так страшно, но ритуал брака все равно нужен.
"Например, в японском мифе о браке Идзанаги и Идзанами Идзанаги осуждает возлюбленную за то, что она первой произнесла «Ана-ни яси э отомэ о!» («Поистине,прекрасный юноша!»). Идзанаги говорит о том, что это несчастливое предзнаменование, нарушающее общественный порядок" ("Сиволизация духа. Лица и брак", Мозжилин С.И.)
Еще одно ограничение в половых отношениях (понимаете о каком табу я пишу?), тоже связанное с тем, что ставить духа в себе в подчиненное положение недопустимо, не привело ни к какому легализующему ритуалу (видимо группа могла выжить и без этого), осталось во многих культурах необъяснимым для людей с рациональной точки зрения нарушением морали, которое сегодня некоторые хотят навсегда отменить, а другие оставить, ссылаясь на религиозные тексты. В любом случае стоит признать, что к первичным запретам люди пришли бессознательно, эволюционно и они были закреплены на тысячелетия.
Я никогда не встречала другого полноценного объяснения появления первичных нравственных запретов в человеческом обществе кроме того, которое привела выше. Подробнее можно почитать в статье Мозжилина С.И. "Символизация духа. Лица и брак".
Не только на этапе появления языка и религии происходили удивительные вещи в истории развития наших предков. Я еще не писала о том, как происходит переход от группового Я к личному, как при этом меняются религиозные представления и почему только после этого перехода в языке появляются общие понятия, начинает развиваться логическое мышление.
Имеет ли данная публикация отношение к тематике канала? Имеет. Не понимая всех «нестандартных» приемов, которые использовала природа для создания человеческого интеллекта и психики, невозможно построить осознающий себя искусственный разум, но объявить таким имитацию запросто🙂