Из чего складывается себестоимость товара?
Себестоимость товара — сумма, которую производитель потратил на изготовление продукта и его реализацию.
Но у каждого производства свои составляющие себестоимости. Например, себестоимость производства аромасвечи включает в себя сырье, коммунальные расходы, труд сотрудников и затраты на рекламу сайта компании. А себестоимость тортов, которые кондитер сам печет дома исключает расход на зарплаты работников.
Ниже представлены виды расходов, которые составляют себестоимость товара:
- Материальные. Стоимость материалов, используемых при изготовлении товара. К ним относится производственное сырье и упаковка.
- Трудовые. Зарплаты сотрудников, занятых производством продукта, его доставкой, бухгалтерия и так далее.
- Прямые. Не относятся к материальным и трудовым, но связаны с производством — затраты на коммунальные платежи, оборудование, обслуживание оборудование и подобное.
- Косвенные. Не связаны с производством продукта: аренда помещения, реклама.
Чтобы отслеживать окупаемость и прибыльность производства, рекомендуется регулярно пересчитывать себестоимость продукта. Но у пользователей онлайн-сервиса для товарного учета Controlata нет необходимости считать себестоимость продукта самостоятельно. При каждой новой поставке материалов программа автоматически пересчитывает себестоимость товара.
Способы расчета себестоимости продукции
Выбор метода расчета себестоимости товара зависит от специфики бизнеса и подбирается индивидуально.
Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ организация самостоятельно выбирает каким способом рассчитывать себестоимость своего продукта. Единственное требование — метод расчета себестоимости должен быть отражен в учетной политики организации.
Способы расчета себестоимости продукта и для какого производства они подходят:
Позаказный способ.
Используют компании, которые изготавливают товары на заказ. Например, аромасвечи с тайным посланием (послание проявляется во время горения свечи и предназначено конкретному человеку). Себестоимость в позаказном методе подсчитывается для каждого отдельного товара, который заказал клиент.
Рассчитаем себестоимость одной аромасвечи с тайным посланием позаказным методом. Для этого используем формулу из Рис. 1. Показатель Р = 100 рублей, а Н = 70 рублей.
Чтобы подсчитать себестоимость аромасвечи, необходимо определить стоимость материалов для изготовления одной единицы продукта. Сделать это удобно в программе для складского учета на производстве Controlata.
Этапы расчета стоимости материалов для изготовления одного продукта в онлайн-сервисе товарного учета Controlata:
— Перейдите в раздел “Материалы”. Нажмите кнопку “Добавить” и добавьте все материалы, которые необходимы для изготовления товара. При этом необходимо указать цену закупки одной единицы сырья.
На фото ниже бланк внесения производственных материалов в онлайн-сервис складского учета Controlata.
— Сформируйте продукт. Перейдите в раздел “Продукты”, нажмите кнопку “Добавить” и заполните данные о товаре, указывая какой материал и в каком количестве используется для производства продукта.
На фото ниже материалы, необходимые для изготовления свечи с тайным посланием.
— Нажмите кнопку “Сохранить”. Появится таблица, в которой указана стоимость материалов для изготовления одного товара. На фото ниже цена производственного сырья для создания свечи с тайным посланием — 182 рубля.
После расчета стоимости материалов для изготовления одной аромасвечи с тайным посланием (182 рубля), вернемся к Рис.1 и по формуле рассчитаем себестоимость продукта.
С = 182+100+70 = 352 рубля себестоимость одной аромасвечи с посланием.
Попроцессный способ.
Суть способа в том, что производственные затраты не распределяются на каждый отдельный товар, а относятся сразу ко всей партии. Рассчитать стоимость одной единицы продукции попроцессным методом можно по формуле из Рис. 2.
Например, производитель выпустил 400 штук товара, потратил на это 900 тыс. рублей. Рассчитаем стоимость одной единицы товара по формуле из Рис.2.
Цет = 900 000 / 400 = 2250 рублей себестоимость одного товара из всей партии.
Расчет себестоимости позволяет производителю назначить справедливую цену (и для клиента и для бизнеса) продажи продукта и не уйти в минус.
Как установить стоимость товара: три метода
Чтобы назначить цену продажи продукта для потребителя используют способы ценообразования.
Три метода ценообразования:
Затратный способ.
Цена продажи продукта устанавливается на основе издержек производства и реализации.
Формула расчета стоимости товара затратным методом на Рис.3
Приведем пример. Бренд производит журнальные столики. Его затраты на изготовление одного столика — 567 рублей. В месяц производитель планирует получить прибыль в 500 тыс. руб., продав 2000 единиц товара. Чтобы рассчитать себестоимость журнального столика, подставим данные в формулу Рис.3.
ЦП = (567*2000+500 000)/2000 = 817 рублей цена одного журнального столика.
Рыночный способ.
Чтобы установить стоимость продукта проводится исследование рынка. Специалист фиксирует ценовой диапазон идентичного товара конкурентов. В пределах этого диапазона и устанавливается цена.
Например, бизнес производит мыло с люфой. Он может посмотреть за какую стоимость подобный товар продают его конкуренты. На фото ниже скрины товара “Мыло с люфой” с Wildberries и стоимость его реализации. Соответственно, клиенты готовы покупать товар “Мыло с люфой” по цене 147–256 рублей.
Цены на товар “Мыло с люфой” на маркетплейсе
Параметрический способ.
Цена продажи устанавливается на основании ключевых параметров продукта, влияющих на решение клиента его купить.
Формула расчета цены по параметрическому методу на Рис.4.
Приведем пример расчета стоимости товара по параметрическому методу. Компания разработала фен для волос с мощностью 4000 Вт. Конкуренты продают фен мощностью 3000 Вт по цене 2000 рублей. Подставим данные в формулу с Рис.4.
ЦНТ = 2000 * (4000 / 3000) = 2600 рублей будет стоить фен мощностью 4000 Вт.
Если вы сформировали потребительскую стоимость продукта затратным или параметрическим методом — не спешите ее утверждать. Посмотрите по каким ценам продают идентичный товар конкуренты. Возможно, цена получилась значительно выше или ниже рыночной. В противном случае продажи могут не состояться или бизнес получит меньше прибыли, чем мог бы.
В процессе использования онлайн-сервиса для автоматизации складского учета Controlata могут возникнуть вопросы. Обратитесь за помощью в чат разработчика программы. Перейдите в диалог в правом углу экрана, выберите удобный способ связи и оставьте сообщение.