В этой статье вы узнаете интересные факты о работе Сергея Эйзенштейна в 1940-е годы.
Сергей Эйзенштейн поставил любимую оперу Гитлера
В августе 1939 года Советский Союз и Германия подписали пакт о ненападении, положивший начало культурным связям. Германия планировала поставить оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», а Россия — оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Эйзенштейна выбрали руководителем постановки в Большом театре. Из-за этого пакта предыдущий фильм Эйзенштейна «Александр Невский» был снят с проката.
Эйзенштейн так писал о работе в театре:
«Просматривая фотографии, изучая описание прежних постановок Вагнера на сцене, неизбежно ощущаешь одно: люди, выведенные на сцену, люди XIX века, — как бесконечно далеки они от людей мифа, легенд древних времен, в тайну которых сумел проникнуть Вагнер!
Буржуазный человек капиталистического XIX века — всегда один, изолирован, во враждебном отрыве от ближнего и среды, в раздоре с гармонией мира, в непримиримом разладе с человеческим обществом. Так выглядят и эти одетые в пернатые шлемы персонажи. <…> Победить этот разрыв, противопоставить ему единство первичной гармонии между человеком и средой — вот чего хотелось добиться в пластическом разрешении этого спектакля».
В итоге спектакль продержался всего шесть представлений — его сняли из репертуара еще до начала войны.
Эйзенштейн хотел снять картину о самом громком дореволюционном деле
В 1940 году Сергей Эйзенштейн предложил экранизировать скандальную пробную пьесу Льва Шейнина 1913 года. Его целью было изобразить суд над киевским евреем, обвиняемым в ритуальном убийстве ребенка.
Эйзенштейн писал к Сталину: «Эта тема увлекает не с точки зрения еврейской проблемы, отсутствующей в нашей стране, и не с точки зрения разработки фабулы самого процесса, а как тема о великом русском народе, ответившем на процесс массовой волной забастовок протеста. Этот же русский народ в лице крестьян, вошедших в состав присяжных… вынес оправдательный приговор, несмотря на огромное воздействие, которому подверглись присяжные заседатели».
Начальник кремлевского Управления пропаганды идею не одобрил.
Когда Сталин предложил Эйзенштейну снять кино о царе-диктаторе Иване Грозном, режиссер думал неделю
Это был государственный заказ, который получил не только Эйзенштейн, но и Алексей Толстой и Дмитрий Шостакович. Например, Толстому было поручено написать пьесу, а Шостаковичу — сочинить оперу.
Эйзенштейну потребовалась неделя, чтобы обдумать это предложение, прежде чем начать работу над сценарием перед самым началом войны. За это время он широко исследовал летописи, фольклор и исторические тексты.
«Создавая образ Грозного в концепции нашего времени, я из биографии его беру те эпизоды, из которых сложилась моя концепция и мое понимание. Те факты, которые я считаю «характерными», ибо «характерен» не сам факт по себе, но наличие его в концепции исторического понимания и «освещения» факта определенным историческим сознанием».