Эта статья является продолжением недавнего материала, оставлю ссылку: Личностные расстройства. Ч.1. Демонстративные ЛР. Терапевтические задачи работы с данным расстройством.
Итак, уважаемые читатели, продолжу освещать тему...
Напомню: личностные расстройства делятся на 3 группы: демонстративные, тревожно-астенические и эксцентричные. Сегодня мы рассмотрим вторую группу ЛР - тревожно-астенические расстройства.
Эта группа расстройств с преобладанием волевых нарушений, в отличие от первой, демонстративной, с преобладанием эмоциональных нарушений - запомните!
И делится она на следующие подгруппы: 1. ананкастные расстройства, 2. расстройства уклоняющейся и избегающей личности и 3. зависимые расстройства.
Итак, вторая группа личностных расстройств - тревожно-астенические расстройства.
В целом характеризуется: постоянным чувством внутреннего напряжения и тревоги, чувством неполноценности, тенденцией преувеличивать потенциальную опасность, замкнутостью и неуверенностью в себе.
Перейдём к подвидам личностных расстройств этой группы...
Ананкастное расстройство личности.
Характеризуется: 1. повышенной педантичностью, 2.чрезмерной приверженностью социальным нормам и правилам, 3. отсутствием гибкости, 4. сверхпунктуальностью, 5. перфекционизмом.
Терапевтические задачи.
1. Работа с перфекционизмом.
2. Работа с повышенной тревожностью.
3. Работа с ошибками мышления. В данном случае ярко выражены две ошибки мышления: обобщение (к примеру: никому нельзя доверять) и полярное мышление (белое и чёрное, только так или эдак).
Расстройство уклоняющейся и избегающей личности.
Характеризуется: 1. стремлением избегать или ограничивать общение из-за чувства неполноценности, 2. высокой чувствительностью к критике и оценкам, 3. застреванием на аффекте, 4. отсутствием способности вытеснения негативных переживаний (они сохраняются, наслаиваясь одно на другое, как снежный ком), 5. внезапностью и силой эмоциональных реакций при значительном застое аффекта (чем дольше человек копит в себе эмоции, тем ярче будет выплеск, реакция).
Вспоминаем важную взаимосвязь, которую учтём в терапевтических задачах работы: чем ниже самооценка, тем ниже способность создавать близкие отношения.
Терапевтические задачи.
1. Развитие самооценки.
2. Развитие самопознания.
3. Работа с негативным самоописанием - меняем на позитивное.
4. Отреагирование накопленных чувств.
5. Научение переключению из одного состояния в другое: из воронки "травмы" в воронку "исцеления".
Расстройство зависимой личности.
Характеризуется: 1. чрезмерной потребностью в заботе со стороны окружающих, в результате которой формируется покорное, зависимое поведение, 2. стремлением переложить на другого ответственность за решения своей жизни, 3. страх одиночества.
Формируется в авторитарных и гиперопекающих семьях, в которых человек не научается прислушиваться к себе, вместо этого слушается других.
Терапевтические задачи.
1. Укрепление чувства "Я".
2. Обучение пониманию собственных потребностей, ценностей, интересов.
3. Развитие самопознания и самооценки.
4. Развитие умения опираться на себя.
5. Обучение принятию самостоятельных решений.
6. Работа с проекциями: у зависимых людей проекция родительской фигуры переносится на значимых окружающих; соответственно, формируем фигуру внутреннего родителя внутри личности.
На этом, уважаемые друзья, мы закончим обзор второй группы личностных расстройств с преобладанием волевых нарушений - тревожно-астенических расстройств личности. В следующей статье нам предстоит разобрать последнюю группу личностных расстройств, на этот раз с преобладанием нарушений мышления, включающую в себя шизоидных, шизотипических и параноидных личностей. Продолжение следует...
Приглашаю желающих следить за темами клинической психологии подписаться на авторскую страницу, оставлю ссылку: Алёна Блищенко - все публикации.