Внешнеполитический курс Н.С. Хрущева был достаточно противоречивым. Он планировал поднять уровень благосостояния советских людей. Но для того, чтобы достичь этого нужно было развивать гражданские отрасли промышленности и прекратить гонку вооружений.
В своем докладе на XX съезде КПСС Хрущев провозгласил курс на разрядку международной напряженности и мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Само мирное сосуществование рассматривалось как форма классовой борьбы. По мнению Хрущева, успехи советской экономики, быстрый рост благосостояния трудящихся должны были продемонстрировать развивающимся странам и всему миру преимущества социализма и таким образом ослабить западный империализм.
Новое советское руководство предприняло шаги для разрядки международной напряженности.
В 1955 г. состоялась первая после окончания Второй Мировой войны встреча в верхах в Женеве.
В 1955 г. Хрущев совершил визит в Югославию, что привело к нормализации советско-югославских отношений.
В мае 1955 г. удалось урегулировать вопрос о статусе Австрии – она стала нейтральной страной, после чего из нее были выведены оккупационные войска союзных держав.
Налаживались отношения с бывшими противниками в войне.
В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденауэр, с которым было подписано соглашение о прекращении состояния войны.
В 1956 г. аналогичное соглашение было заключено с Японией. Советский Союз брал обязательство передать Японии после подписания мирного договора два острова Южнокурильской гряды.
В замен такой передачи СССР требовал неучастие Японии в любых военно-политических союзах, направленных против СССР. После заключения договора между Японией и США (1960) СССР признал прежние договоренности утратившими силу.
Отношения со странами третьего мира
Важное место в деятельности советской дипломатии было отведено отношениям со странами третьего мира. Активный процесс деколонизации привел к тому, что в Азии и Африке появилось несколько десятков молодых независимых государств. Стремясь способствовать некапиталистическому развитию этих стран, Советский Союз оказывал им экономическую и политическую помощь. Одним из важнейших союзников СССР на Ближнем Востоке был Египет. На эту страну приходилось до 30% всей советской военно-экономической помощи третьему миру. В 1956 г. СССР оказал поддержку Египту во время конфликта последнего с Англией, Францией и Израилем.
Курс кризисной дипломатии по отношению к странам Запада
По отношению к странам Запада советское руководство проводило курс так называемой кризисной дипломатии. Ее особенность заключалась в том, чтобы довести ситуацию до максимально возможного противостояния, за которым могла последовать война, и в дальнейшем действовать в зависимости от реакции противника, не доводя в то же время дело до развязывания прямого военного конфликта. Результатом такой политики стал Берлинский кризис 1958–1961 гг. и Кубинский кризис 1962 г.
После окончания войны Берлин был разделен на оккупационные зоны. После раскола Германии Западный Берлин оказался в самом центре ГДР. Граница между двумя частями 9 города оставалась открытой, и в 1949–1961 гг. через эти «ворота» территорию ГДР покинуло около 2,5 млн. граждан. Хрущев, рассматривавший Западный Берлин как «раковую опухоль» в теле социалистического лагеря, в ультимативной форме предложил западным союзникам подписать мирный договор с Германией, вывести войска с территории германских государств, а Западному Берлину придать статус «вольного города», фактически поставив его под контроль ГДР. После того как достичь договоренностей по Берлину не удалось, город в августе 1961 г. был разделен стеной, ставшей зримым символом «холодной войны».
Кубинский (Карибский) кризис.
Не менее острым был Кубинский (Карибский) кризис. После того, как в 1959 г. на Кубе к власти пришел Фидель Кастро, отношения между Кубой и США резко ухудшились. Попытка Вашингтона в апреле 1961 г. организовать интервенцию на «Остров свободы» потерпела провал. Кубинский лидер, в свою очередь, заявил, что Куба будет строить социализм и взял курс на сотрудничество с СССР. Москва не отказала ему в поддержке и разместила на Кубе ракеты среднего радиуса действия. Свои действия советское руководство рассматривало как адекватный ответ на размещение НАТО таких же ракет на территории Турции.
Для Вашингтона появление на Кубе советских ракетных установок означало вторжение СССР в зону американского влияния. После того, как руководство США в октябре 1962 г. получило неопровержимые доказательства развертывания на Кубе советской военной базы, была объявлена морская блокада острова. Мир оказался на грани ядерной войны.
Надо отдать должное советскому и американскому лидерам – Н.С. Хрущеву и Дж. Кеннеди, которые в дни кризиса не прерывали неофициальных контактов и стремились к достижению договоренностей. В конце октября компромисс был достигнут. СССР отказывался от размещения на Кубе наступательного оружия, а США брали обязательства не предпринимать попыток свергнуть режим Кастро. США также отказывались от размещения в Турции ракет среднего радиуса действия.
Карибский кризис показал, насколько важно сохранить атмосферу доверия в противоборствующем мире. Вскоре между Кремлем и Белым Домом была установлена прямая телефонная связь. Важным фактором в уменьшении угрозы ядерной войны стало подписание в августе 1963 г. Московского договора о запрете испытания ядерного оружия в трех сферах – атмосфере, космическом пространстве и под водой. Действенность этого договора ослаблялась тем, что к нему не присоединилась Франция и КНР.
Так называемое социалистическое содружество – восточноевропейские страны, СССР рассматривал как своеобразный пояс собственной безопасности. В ответ на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. страны содружества и СССР подписали Варшавский пакт о создании своего военно-политического союза (организации Варшавского договора – ОВД). Вскоре новый союз подвергся серьезным испытаниям.
Решения XX съезда КПСС вызвали живой отклик в Восточной Европе. Доклад Хрущева давал основания для того, чтобы поставить под сомнение универсальность советского опыта построения социализма. Вначале волнения охватили Польшу, где произошли крупные рабочие выступления в Познани.
Народное движение было взято под контроль реформистским крылом Польской объединенной рабочей партии (так называлась партия коммунистов) во главе с В. Гомулкой.
Советам пришлось примириться с новым польским руководством, которое в свою очередь обещало сохранить прежний внешнеполитический курс и не выходить из ОВД.
По-иному развернулись события в Венгрии. Осенью 1956 г. стихийное народное недовольство приняло ярко выраженный антикоммунистический характер.
Новый лидер страны И. Надь под давлением народа заявил о выходе Венгрии из ОВД. В ответ советское руководство использовало военную силу для подавления революции. И все же сменивший Надя в качестве лидера страны Я. Кадар продолжил курс осторожных рыночных реформ и расширил контакты Венгрии с западными соседями.
Отношения между СССР и Китаем ухудшились
Если в странах Восточной Европы критика Хрущевым Сталина воспринималась как половинчатая и непоследовательная, то в КНР она рассматривалась как измена Советского Союза делу мировой пролетарской революции. В конечном счете, к 1963 г. две крупнейших коммунистических партии мира – КПК и КПСС – начали открытую полемику. В 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «в Советском Союзе осуществляется диктатура буржуазии, диктатура немецко-фашистского типа». Советская сторона, в свою очередь, обвиняла китайское руководство в догматизме и даже в неотроцкизме. Стали резко ухудшаться и межгосударственные отношения между СССР и Китаем.
Итоги хрущевского десятилетия
Итоги хрущевского десятилетия выглядят довольно противоречиво. В эти годы резко повысился уровень материального благосостояния трудящихся, были прекращены массовые репрессии, мир отступил от черты ядерной войны. И в то же время авторитет Хрущева неуклонно снижался. После того, как в «железном занавесе» появились бреши, советские люди смогли убедиться, что уровень их благосостояния достаточно низок.
Программа Хрущева по построению коммунизма стала давать сбои вскоре после своего провозглашения и воспринималась общественным мнением с изрядной долей иронии.
Можно говорить и об определенных группах советской элиты, которые были недовольны Н.С. Хрущевым.
Прежде всего, это была партноменклатура. Хрущев прекратил массовые репрессии, но, тем не менее, постоянно тасовал кадры. Кроме того, стремление Хрущева приблизить партийных деятелей к производству, разделение партийных организаций на сельские и промышленные отрывало партийный актив от насиженных городских кресел. Таким образом, Хрущев лишался поддержки среднего и низшего звена партаппарата.
Критика, даже непоследовательная и ограниченная, массовых сталинских репрессий, обнародование документов о методах следствия, воспоминаний узников ГУЛага ставило под удар репрессивные органы, прежде всего КГБ. Резкое сокращение численности армии (Хрущев полагал, что ядерное оружие делает ненужным огромную сухопутную армию и военно-морской флот) было встречено с недовольством в генеральской и офицерской среде.
И, наконец, некомпетентное вмешательство Хрущева в дела литературы и искусства лишили его поддержки творческой интеллигенции.
В результате, в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о смещении Хрущева. Главой партии был избран Л.И. Брежнев, правительство возглавил А.Н. Косыгин