Найти тему

ПОСЛЕДНЯЯ ШУТКА ОФИЦЕРА РУССКОЙ АРМИИ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА

Имя Мюнхгаузен – нарицательное. Оно невольно вспоминается, когда человек начинает рассказывать невероятные, да, чего уж там, лживые истории и небылицы. Имя величайшего выдумщика человечества хорошо известно в нашей стране, благодаря творчеству Корнея Чуковского, который адаптировал несколько рассказов Эриха Распе для детей. Мало кто знает, что за этими забавными историями стоит реальный исторический персонаж, жизнь которого смешной не назовешь!

Чуковский позволил себе некоторую неточность в транслитерации немецкой фамилии Munchhausen, благодаря знаменитому писателю выдумщиков и врунов у нас называют Мюнхаузены, опуская тяжелую для русской речи согласную «г» в середине фамилии. Так ли это важно? Весьма, поскольку за литературным персонажем стоял прототип – настоящий барон Карл фон Мюнхгаузен.

Вообще, Мюнхгаузенов очень много. Предание гласит, что этот знатный род берет начало от рыцаря Хейно, который получил дворянство от самого Фридриха Барбароссы во время крестового похода. С XII века на их генеалогическом древе собралось почти 1500 персон! Некоторые здравствуют и сегодня. Род очень и очень почтенный. Здесь и знаменитый ландскнехт Хильмар фон Мюнхгаузен, мечом добывший себе несметные деньги, основатель университета в Геттингене Герлах фон Мюнхгаузен, выдающийся ботаник Отто фон Мюнхгаузен.

Но все же больше всех прославил род Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен, номер по генеалогической таблице 701 (совсем непримечательное число). И быть быть бы ему просто «номером» в истории родовитого семейства, если бы два немецких литератора Рудольф Эрих Распе и Готфрид Август Бюргер не опубликовали бы рассказы, услышанные, якобы лично от Мюнхгаузена. Рассказы, как сейчас говорят, «зашли»! Эти истории вызывают улыбку и сегодня, а экранизации, театральные постановки, мультфильмы и прочие интерпретации похождений барона едва ли поддаются исчислению.

Карл Мюнхгаузен родился 11 мая 1720 года в Боденвердер, недалеко от Ганновера. Карл был пятым ребенком в семье, этот статус не сулил получение наследства, осталось полагаться на себя. Барон выбрал военную службу.

Бывал ли барон в нашей стране? Невольно возникают сомнения. Особенно если вспомнить некоторые его рассказы, кстати, значительная часть которых и происходит именно в России. Мы-то знаем, что снег не скрывает целые деревни, слова на морозе не замерзают… Может быть барон врал? А его биографы решили не вдаваться в подробности? Нет, на этот раз не врал. Не только бывал, но и находился в самой гуще дворцовых интриг восемнадцатого столетия.

Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен
Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен

Немцев в России тогда привечали. Принц Антон Брауншвейгский пустил клич по родовитым соотечественникам, обещая им хороший старт в будущей карьере! Друзья и ровесники барона и слышать не хотели о службе в дикой холодной стране, где по улицам, наверное, бегают волки и медведи. Могли бы такие слухи испугать хорошо нам известного героя? Конечно, нет! Не испугали они и настоящего Мюнхгаузена. «Лучше уж замерзнуть в России, чем усохнуть от скуки в родовом поместье!» – рассудил молодой Карл. В 1738 году семнадцатилетний барон пересек границу чужой серверной страны.

Ожидания барона оправдались, он попал в свиту принца, который готовился взойти на престол! Будучи пажом, Мюнхгаузен бывал на приемах, балах, маскарадах, царских охотах. Посещал маневры и смотры войск. Конечно, он волей-неволей наслушался самых интересных историй из придворной жизни, это, видимо повлияло на него, как на будущего рассказчика.

Маневры это прекрасно, но бывал ли наш герой на настоящей войне? Опубликованные истории изобилуют рассказами про небывалые подвиги на поле боя! Может быть вранье? Нет! Мюнхгаузен повоевал. Впервые он понюхал пороху в тот же 1738 году в войне против турок. Поход был неудачный, но зато принес массу полезных знаний юному офицеру. Особенно барон интересовался дальнобойной артиллерий. Он даже наравне с военными инженерами работал над проектом увеличения длины полета ядра. Видимо это и послужило вдохновением для его саого известного рассказа.

Когда на престол взошла Анна Леопольдовна, ее муж Антон Брауншвейгский получил чин генералиссимуса. Он не забыл смелого соотечественника, барон произведен в чин поручика и стал командовать первой элитной ротой Брауншвейгского полка. Казалось бы дела пошл в гору! Но тут случился очередной переворот! На престол взошла Елизавета Петровна.

Мюнхгаузену относительно повезло, репрессии, обрушившиеся а его покровителей его не задели, правда, чинопроизводство замедлились… Чин ротмистра барон получил лишь в 1750 году. Кстати именно Мюнхгауез командовал почетным караулом, когда в Россию въезжала будущая императрица Екатерина 2. Это событие барон вспоминал всю жизнь.

Брон был женат. В Риге он обвенчался с местной дворянкой Якобиной фон Дунтен, их барк счастливым, но бездетным.

В 1752 году барон узнает поразительное известие. Родовое поместье ждет своего хозяина! Пятому ребенку из восьми выпала неожиданно счастливая карта! Пресытившись жизни при дворе (тем более теперь он уже опальный офицер на окраине империи), походами и службой, в бароне проснулось острое желание стать немецким помещиком!

Бросив все, он летит на родину. На служебные письма не отвечает, за что увольняется из русской армии за самовольное отбытие.

Ленный доход с поместья позволил барону не сильно горевать об оставленной службе! Он даже находит средства на обустройство поместья Боденверд. Барон построил специальный павильон, где собирал многочисленных гостей и тут-то и раскрылся его талант, как рассказчика. Гости хохотали до слез, когда слушали про приключения барона. Новую постройку он иронично назвал – павильон лжи.

В 1790 году у барона умирает супруга. Финансовые дела тоже пошли и рук вон… Он даже обращается с письмом в Россию с просьбой о пенсии, но получает закономерный отказ.

Барон пытается заниматься коммерцией, ничего не выходит. Второй брак получился и вовсе неудачным! Взаимоотношения с новой супругой очень далеки от романтической истории, показанной в комедии Марка Захарова. Молодая жена родила 75 летнему барону дочь, но он не признал ребенка! Бракоразводный процесс окончательно разорил несчастного Мюнхгаузена…

Окончил свою жизнь барон в холодном, обедневшем поместье, компанию ему составлял только одна служанка, ухаживающая за ним из жалости.

Однажды, помогая дряхлому хозяину лечь, она заметила, что на одной из ног нет двух пальцев. «Что же это?» – спросила служанка. Карл взглянул на ноги и сказал: «Ах это, не обращайте внимания, их откусил на охоте русский медведь…»

Это были последние слова величайшего выдумщика в истории Иеронима Карла Фридриха барон фон Мюнхгаузена.