Объединенная судостроительная корпорация ОСК передана в управление банка ВТБ. Зампред банка ВТБ А.Пучков решением вышестоящих органов переведен из банка в Объединенную судостроительную корпорацию и назначен наместником ВТБ в ОСК. Вероятно, после этих судьбоносных решений отечественный флот начнет развиваться стремительными темпами.
В вопросах развития рыболовецкого флота я ничего не понимаю. Знаю только то, что ни свежевыловленной, ни охлажденной рыбы в Москве нет. Самая лучшая рыба – замороженная, но никто не знает, хорошо ли она была заморожена при перевозке, не протухла ли при многократных разморозках и заморозках и можно ли ее есть.
Цены в магазинах даже на эту рыбу заоблачные. В супермаркетах есть отделы продажи весовой рыбы. Уже несколько лет в этих отделах отсутствуют покупатели. Либо покупатели обходят отделы стороной, так как они очень дорогие, либо выбирают невкусную жареную мойву, так как она очень дешевая. Такое ощущение, что наша страна не имеет ни одного выхода к морю или океану.
О рыбных консервах я бы вообще не говорил. Употреблять консервы в томатном соусе невозможно, так как в них есть лишь жуткий томатный соус и развалившиеся тушки бычков или килек.
Консервы в масле еще хуже. Несколько лет назад я прекратил употреблять мои любимые шпроты, так как после каждого употребления ощущал сильные боли в животе. Шпроты я люблю еще со времен СССР. Но в те далекие времена они были очень вкусными. В настоящее время я пробовал покупать их в одном магазине, в другом, в пятом, в десятом… Все тщетно. Все консервы в масле были ужасными. Есть ли в нашей стране рыболовецкий флот? Я не знаю. Возможно, его нет!
С пассажирскими судами, видимо, еще хуже. В далеком детстве я жил в городе Перми на Каме. В те времена Камское речное пароходство было огромным и богатым. Каму бороздили бесчисленные многопалубные пассажирские суда. Суда были большими, красивыми, с роскошными каютами. Речников готовило Пермское речное училище.
Ежегодное открытие навигации на Каме было приурочено к празднованию 9 мая. В один из праздничных дней все начальство Пермской области приглашалось в круиз по Каме в честь открытия навигации. Для круиза выделялись лучшие корабли пароходства. Кораблей было много.
Мой отец был областным начальником. Родители всегда брали меня в круиз. До сих пор помню великолепные каюты, абсолютно чистые палубы и коридоры, сверкающий огромными стеклами и зеркалами огромный ресторан в носовой части корабля.
Сегодня, говорят, ни от пароходства, ни от пассажирских судов, ни от речного училища ничего не осталось. Только рожки да ножки.
Но более всего меня беспокоит военно-морской флот, который, судя по всему, предстоит поднимать банку ВТБ. Напомню: Россия полностью прекратила производство таких кораблей, как авианосец, тяжелый атомный ракетный крейсер, ракетный крейсер, большой противолодочный корабль, эсминец. То есть Россия ушла с океанских просторов, где сегодня безраздельно господствует океанский флот США, хотя раньше ни один американский корабль не появлялся в океане без сопровождения советского корабля.
В прошлом году в России были построены всего лишь два ракетных катера «Циклон» и «Град», один малый сторожевой корабль «Арктика», АПЛ «Генералиссимус Суворов» и ДЭПЛ «Уфа». Этого явно недостаточно. Видимо, поэтому и принято решение взять ОСК на буксир ВТБ.
Всего в России за последние 30 лет были построены 9 корветов пр. 20380 (20385) водоизмещением 2000 тонн. Это большие сторожевые катера, оснащенные очень старыми Коломенскими дизелями образца 1969 года. Они могут выполнять ограниченные задачи только в ближней морской зоне.
Из фрегатов проекта 11356 построено лишь три – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Из фрегатов проекта 22350 построено лишь два – «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Все они являются сторожевыми кораблями с малым водоизмещением от 4000 до 5000 тонн. Все они имеют украинские главные энергетические установки Южного турбинного завода в Николаеве. ГЭУ очень старые, были разработаны в 1970-1980-м годах. Ни один фрегат с рыбинскими копиями украинских ГТУ до сих пор не принят на вооружение.
Напомню: советский ракетный крейсер типа «Слава» имел водоизмещение около 10 000 тонн, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» - 27 000 тонн, авианосец «Адмирал Кузнецов» - 60 000 тонн, американский авианосец «Джеральд Форд» имеет водоизмещение 100 000 тонн.
Из атомных подводных лодок стратегического назначения по проекту 955 «Борей» в России построены шесть АПЛ. Но «Юрий Долгорукий» используется в качестве учебной АПЛ. Пять боевых АПЛ находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Для сопровождения этих лодок построены только три АПЛ пр. 885 «Ясень». Этого мало. На пять стратегических АПЛ должно приходиться пять АПЛ сопровождения. Кроме них флоту нужны ракетные, торпедные, многоцелевые подводные лодки для борьбы с АПЛ противника и авианосными ударными группами.
Низкое качество судостроительных работ приводит к тому, что и новые надводные корабли, и новые подводные лодки постоянно ремонтируются, причем, иногда отправляются в ремонт сразу после выхода из заводских доков.
В ближайшие 3 – 5 лет банку ВТБ надлежит профинансировать ремонт и восстановление авианосца «Адмирал Кузнецов», тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», ремонт и модернизацию больших противолодочных кораблей «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Харламов», ремонт АПЛ «Верхотурье», «Карелия», «Волк», «Тигр», начать производство авианосцев «Орел», «Ламантин», «Варан», эсминцев «Лидер», АПЛ «Хаски» и «Лайка».
Все эти военно-морские проблемы банку ВТБ придется взять в свои крепкие мозолистые руки и действовать с поистине петровским размахом.
Факт передачи ОСК в управление ВТБ говорит о том, что на строительство флота государство уже не может выделить денег больше, чем те, что уже ежегодно выделяются. Инвестиционных компаний нет. Прибылей от рыболовецкого флота не дождаться, так как цены на рыбу в магазинах и объемы продаж уже запредельные. Строительство сверхприбыльных круизных лайнеров ничего не даст, так как в круиз по Черному морю сегодня может отправиться только самоубийца.
Предлагаю для стимулирования успешного выполнения работ по развитию отечественного флота поместить на логотипе банка ВТБ новый слоган: «Флоту быть», а на двери нового кабинета А.Пучкова повесить табличку с надписью: «И такие сыны у России есть!».
Читайте канал «Прожектор оборонки»!
Михаил Первов