Непросто было выкручиваться перед населением пропагандистам фашисткой Германии весной 1945 года. Красная армия стремительно наступала с востока, союзник с запада… Ресурсы полностью растрачены, армия сражается из последних сил, гражданское население обессилено. И все же не стихали рупоры гитлеровских идеологов, они кричали о супероружии, которое может изменить ход войны. Конечно, о ядерной бомбе!
Крики агитаторов третьего рейха не были пустой бравадой. Разработка оружия «судного дня» началось Германии в самом начале Второй мировой войны. Работы над атомной бомбой велись и уже имели определенные успехи. Решающее секретное совещание, которое посетил лично Адольф Гитлер, прошло 20 сентября 1939 года. Поскольку технологии 30-х годов прошлого века не позволяли сделать 3Д модели для визуализации, Фюреру продемонстрировали двухмерный анимационный фильм, где нарисованный самолет сбросил бомбу на нарисованный город, после чего город превратился в груду развалин.
Гитлер мультиком остался доволен, тем более, что серьезность мероприятия не позволяла приять его за красочную фантазию или, того хуже, розыгрыш.
Работали над уничтожением крупных европейских городов не только немецкие мультипликаторы, но и физики.
Возможность разделения атома урана на две части, сопровождаемое выбросом небывалой энергии, эмпирически доказал радиохимик Отто Ганн, еще в 1938 году. Для создания качественной цепной реакции предпочтительно было использование изотопа Урана-235.
Другой Немецкий физик – Вернер Гейзенберг, даже разработал технический проект ядерного реактора, для обогащения урана-235 до необходимого уровня. Это был уже практически заключительный шаг к созданию ядерного оружия. Для замедления ядерной реакции инженер приложил использовать тяжелую воду и графит. Предложенная технология принципиально не изменилась и по сей день, причем используется она всеми странами, работающими с ядерными источниками энергии.
Техническое решение найдено, цель более чем ясна, осталось дело «за малым»: найти необходимые ресурсы. С этим в Германии, да и вообще в Европе, всегда было непросто.
В первые дни оккупации Бельгии, немцы обнаружили на оставленных армейских складах более 1000 тонн уранового концентрата. Его только-только доставили из бельгийской африканской колонии. Находка ошеломляла своей ценностью и своевременностью! Тысячи разрушительных бомб оставалось только собрать.
Ресурсы направили в подконтрольную Чехословакию, где стали экстренно переоборудовать химические заводы под новые военные заказы. Сотни физиков и тысячи рабочих не смыкая глаз, трудились над созданием оружия нового времени. Работа получила название Проект «U», эта латинская буква обозначает уран в таблице Менделеева. Руководил проектом Пауль Хартек, главную роль играл Физический институт Общества кайзера Вильгельма.
Первые реакторы были построены уж в 1940 году в Берлине и Лейпциге.
Американская разведка, естественно, тщательно следила за успехами европейских соседей. На стол президенту лег доклада с неутешительным выводом – немцы уши вперед на несколько шагов, чтобы достичь паритета понадобятся годы! Этого времени в той ситуации не было!
Но тут, началась война Германии и СССР. Провал блицкрига смешал все карты гитлеровским ядерщикам! Зимой 1941 года потерпев сокрушительное поражение под Москвой, немцы поняли, что им не достает даже обычного оружия, не то, что перспективного. Советские граждане буквально спасли Европу от ядерной войны. А союзники потирали руки! Вся немецкая промышленность была брошена на усиленное строительство танков, самолетов, подводных лодок, бронемашин и так далее. Какие уж тут ядерные бомбы? Вернер Гейзенберг обивал пороги партийных кабинетов, доказывал, аргументировал, все было напрасно!
К концу 1943 года, когда все уже поняли, что фашисткой Германии приходит конец, Фюрер вспомнил про супер оружие. Он стал называть его «оружием возмездия».
Но разве можно сравнить возможности Германии в 1940 и 1943 годах? Да и западная разведка не бездействовала. При взаимодействии с партизанами бал уничтожен завод по производству тяжелой воды в Норвегии. Попытки немцев заново организовать производство в городе Штутгарде привели к массовой бомбежке этого района английской авиацией.
Также в начале 1945 года с воздуха был уничтожен завод в Ораниенбурге, где производились урановые комплектующие для реакторов.
В тяжелых условиях войны уже на два фронта, немцы провели испытательный взрыв на острове Рюген в Балтийском море. Испытания ожидаемого эффекта не принесли… Цепная реакция не началась. Провал! Полный провал и поражение, несмотря на начальные колоссальные успехи!
Возможно, от отчаяния Гитлер в серьез решился на страшный шаг – взрыв термоядерной бомбы без плутония, на армейской полигоне в Готтове, недалеко от почти осажденной столицы.
Немецкий физик Курт Дибнер руководил ужасающим проектом. Немцы заложили в шахту тяжелый водород, обложили его взрывчаткой, произвели взрыв. Такая «кустарная» бомба к счастью не сработала. Отдавали ли себе отчет прагматичные немцы в том, что могли снести с лица земли треть Германии? Возможно, нет, поскольку были первопроходцами, а может быть их эксцентричный лидер, который в итоге пустил себе пулю в голову, хотел «уйти» гораздо помпезнее…