Найти тему
Трэш обзоры

То ли верность, то ли нервность

В начале девяностых фильмы снимались в основном мрачные, депрессивные, грубые. Спешили многие сценаристы-режиссёры, вырвавшись из потных объятий цензуры, показать всю мерзость постперестройки - напугать хотели зрителя ещё больше, а куда уж больше?

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

Даже мелодрамы получались тоскливыми, жалкими, безрадостными. Вроде и правда жизни, а на самом деле старательные поиски самого грязного, самого неприглядного и противного - классическая чернуха.

Вот, скажем, кин "Очень верная жена" - от слова "очень" враз рождаются подозрения. Потому что верность либо есть, либо нет её, категории про очень и не очень тут явно не проходят.

Явлена нам парочка двух бедолаг - Таня и Женя.

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

Если жених твой шалопай и раздолбай, если ума в его голове с возрастом не прибавляется, если надеяться на него не приходится - и ты сама прекрасно это видишь! То будешь ли ты от него залетать, рожать и мечтать о совместной жизни до конца дней ваших?

Ну да, если такая же малоумная, то непременно будешь. Это же счастье - замуж взяли, да ещё и ребёночек вот, семья. Всё как у больших.

Актёр Валерий Николаев, совсем молоденький и вылитый гопник, даже не играет, а будто проживает свою роль, это он сам и есть плоть от плоти - сперва делает, потом думает, всё бы веселиться ему да хулиганить, да жить ярко, с фейерверками.

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

Ещё хочется ему враз разбогатеть - чтобы с неба упало, а он бы такой взял, ладно уж. Одна беда - думать не приучен.

Жена, маленький ребёнок, тёща (Ольга Остроумова) и скучный бедный быт совсем ему не нужны, а тянет Женьку в светлые дали, где богатые дядечки ждут-пождут такого красавца, мечтая одарить его непыльной работёнкой с агромадными заработками.

Поскольку бог ума красавцу не дал, то вскорости попадает он на зоны-лагеря, так и не увидев состоятельных господ, а заместо них пришлось лицезреть одних только ментов да зэков.

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

А жена его Таня (Наталья Чернявская), будучи повёрнутой на какой-то своей идее относительно верности, оказывается, решила ещё в день знакомства со своим обалдуем - буду верна ему пока жива, точка. Там мама суровая, может, тараканы в голове у молодой супруги от пришибленности?

А только поклялась Таня самой себе, а потом и Женьке своему - буду ждать сколько потребуется. Хотя куда строгая мама смотрела, пока дочь с парнем в койке кувыркалась, почему хотя бы предохраняться не научила - непонятно.

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

Таня понимает, - хотя себе самой ни за что не признается, - что выше Женьки ей не прыгнуть, брат он ей по разуму, а то и вовсе второй ребёнок, старшенький, убогий да главою скорбный, а таких завсегда жальче, чем прочих.

А Женька с самого начала никакой там всякой любви не исытывал, взял то, что дали, потом то ворчал, то ругался, да психовал - где там любовь? У Таньки тоже одни заботы да переживания, любить как бы некогда. Поэтому верность её выглядит по меньшей мере странно - как заболевание.

Да ещё мама взяла на себя заботы о ребёночке, на пятидневку сдала, - иди, доча, учись на стенографистку. Выучилась Таня, стала зарабатывать, чего ещё надо?

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

Мужа ждёт из тюрьмы да каждому норовит показать себя - вот я какая верная, смотрите все! Ну, граждане смотрят, плечами пожимают, да мимо проходят - гордись дальше, не жалко.

А она такая и в лагеря запросто к мужу любимому - свиданку разрешили. Еды привезла, накормила, а он ей чечётку сплясал да велел покрышки для автомобильных колёс закупить - на зоне бизнес делать. У него вообще то и дело рождаются идеи на тему купить-продать, да только мозгов хватает лишь на то, чтобы украсть да сразу загнать.

Писателю (Виктор Проскурин) Таня книгу стенографировала, тот вроде запал, стал звать с собой в Австралию, да куда там. У Тани муж есть, она ему верная, точка.

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

Таня часто пьёт, ведёт себя будто свихнувшийся клоун, хамит, рыдает. Даже после ночи с писателем всё равно верная, во как.

А потом муж "на химии" бабу себе завёл. Лично поехала Таня, убедилась - правда завёл. Лосьон мужу подарила и пошла такая. Он за ней. Ну и сперва подрались, потом обнялись такие, зарыдали. Тише, Танечка, не плачь - такое не тонет.

Жаль, что режиссёр не снял блистательный финал - Таня притаскивает супруга своего к писателю и просит забрать их обоих в Австралию, а то Женька придумал делать бизнес на страусиных яйцах и кенгуриных боях.

Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский
Кадр из фильма "Очень верная жена" (1992), режиссёр Валерий Пендраковский

А Таня согласная им обоим верность хранить, даже не сомневайтесь. Явите божескую милость, пожалейте их. Вам жалко, что ли?