Найти в Дзене
Немного Историк

Верховный Главнокомандующий Николай Духонин. Ужасная цена нейтралитета

19 ноября 1917 года в Ставку прибывает генерал-майор Сергей Иванович Одинцов, который должен был принять отставку Верховного главнокомандующего, Николая Николаевича Духонина, объявленного большевиками "врагом народа". Обстановка, прямо сказать, напряженная. Именно в Могилеве концентрировалась большая часть российских патриотов, желавших продолжать войну до победного конца и негативно относящихся к новому большевистскому правительству. Примечательно, что левые отправили в «дворянское гнездо» казачьего генерала, решившего сотрудничать с новой властью, а вот лояльного прапорщика Крыленко, назначенного новым Верховным Главнокомандующим, побоялись. Это отлично показывает, насколько высоко ценилась идеологическая верность для большевиков того периода. Генерал Одинцов убеждает Духонина мирно сдать свои полномочия во избежание дальнейшего кровопролития. Переговоры шли несколько часов, бывший Верховный Главнокомандующий опасался за своих людей после прибытия эшелонов балтийских матросов, но Оди

19 ноября 1917 года в Ставку прибывает генерал-майор Сергей Иванович Одинцов, который должен был принять отставку Верховного главнокомандующего, Николая Николаевича Духонина, объявленного большевиками "врагом народа". Обстановка, прямо сказать, напряженная. Именно в Могилеве концентрировалась большая часть российских патриотов, желавших продолжать войну до победного конца и негативно относящихся к новому большевистскому правительству.

Переговорная колонна генерала Одинцова въезжает в ставку.
Переговорная колонна генерала Одинцова въезжает в ставку.

Примечательно, что левые отправили в «дворянское гнездо» казачьего генерала, решившего сотрудничать с новой властью, а вот лояльного прапорщика Крыленко, назначенного новым Верховным Главнокомандующим, побоялись. Это отлично показывает, насколько высоко ценилась идеологическая верность для большевиков того периода.

Генерал Одинцов убеждает Духонина мирно сдать свои полномочия во избежание дальнейшего кровопролития. Переговоры шли несколько часов, бывший Верховный Главнокомандующий опасался за своих людей после прибытия эшелонов балтийских матросов, но Одинцов заверил генерала, что, если все пройдет мирно, никаких репрессий не последует. Николай Духонин согласился, но прежде чем сдать полномочия, распорядился освободить из под ареста генералов Корнилова и Деникина, а так же всех офицеров, задействованных в Корниловском мятеже. После этого Духонин переговорил с командирами ударных батальонов, прибывших на защиту Ставки, и выслал их из Могилева. Закончив с последними приготовлениями, генерал объявил об отставке.

Вот он - весь цвет Белой армии. Именно этих ребят освободил Духонин своим последним распоряжением. Он дал им уйти, за что потом поплатился.
Вот он - весь цвет Белой армии. Именно этих ребят освободил Духонин своим последним распоряжением. Он дал им уйти, за что потом поплатился.

Когда Николай Духонин сдал полномочия, генерал Одинцов телеграфировал прапорщику Крыленко, назначенному новым Верховным Главнокомандующим, и сообщил: «Ставка сдается, Вы можете свободно прибыть для принятия должности». Оставив полномочия, генерал Духонин приступил к приготовлениям к отбытию из ставки.

Оставшись без руководителя, гарнизон могилёвской ставки взбунтовался. Многие солдаты были недовольны освобождением "преступника" Корнилова, а другие, поддавшись большевистской пропаганде, испытывали неприкрытую злобу к царским офицерам. По наущениям левых агитаторов, военнослужащие арестовали всех отставных представителей ставки, в том числе и Николая Николаевича Духонина.

На следующий день в Могилев прибыл Крыленко вместе с балтийскими матросами и принял полномочия Верховного Главнокомандующего. Узнав об освобождении Корнилова и Деникина, Крыленко навестил Духонина. После недолгого разговора, новый Верховный Главнокомандующий сообщил своему предшественнику, что тот арестован и будет отправлен в Петроград для дачи объяснений членам Совнаркома, а затем предан суду. Николая Духонина доставили на железнодорожный вокзал, который охраняли балтийские матросы и отвели в вагон Крыленко.

Николай Духонин с женой, Наталией Вернер. Ей удалось чудом спастись и скрыться из Могилева.
Николай Духонин с женой, Наталией Вернер. Ей удалось чудом спастись и скрыться из Могилева.

Тем же вечером (20 ноября 1917 года) по городу распространились слухи о походе царских генералов на Могилев, в частности, Деникина и Корнилова. Памятуя о том, кто их освободил, балтийские матросы, недолго думая, устремились к вагону Духонина. Дальнейшие события я поведаю устами очевидцев:

Образовалась толпа человек в сто. Из толпы посыпались угрожающие возгласы и требования, чтобы Духонин вышел из вагона. Успокоив Духонина, Крыленко приказал коменданту сказать собравшимся у вагона, что бывший верховный находится у него и ему совершенно незачем выходить. … Ещё через полчаса у вагона снова собралась толпа. Она была значительно больше первой и вела себя куда воинственнее и грубей. У многих были винтовки и ручные гранаты. Один из наиболее настойчивых матросов забрался на площадку и все время порывался оттолкнуть часового и проникнуть в вагон. … Тем временем часть матросов обошла вагон и забралась в тамбур, дверь в который была прикрыта, но не закрыта. Крыленко уже не слушали; его оттеснили и начали грозить ему расправой.
Когда шум и крики толпы превратились в сплошной гул, из коридора на площадку вагона неожиданно вышел Духонин и, встав на первую от верха ступеньку, сдавленным голосом начал:
— Дорогие товарищи…
Но тут неожиданно кто-то всадил ему штык в спину, и он лицом вниз упал на железнодорожное полотно.

Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич со слов коменданта поезда Крыленко, матроса Приходько.

Коротко об отношении балтийских матросов к бывшей военный элите.
Коротко об отношении балтийских матросов к бывшей военный элите.
Это был матрос Васильев с посыльного судна „Ястреб“. Остальная братва разделалась уже с мёртвым, нанеся ему бесконечное количество ран кто во что попало, и поставила его на видном месте в телячьем вагоне, стоя приспособила, чтобы публика интересовалась царским генералом

Очевидец событий, матрос Григорьев.

В поднявшейся суматохе с Духонина быстро стащили сапоги и сняли верхнюю одежду. Пропали и его часы и бумажник.

Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич со слов коменданта поезда Крыленко, матроса Приходько.

Этот акт линчевания воплотил в себе многовековую злобу простого народа к царской аристократии. Здесь не идет речь о рациональном понимании происходящих событий и объективном поиске виновных. Эмоции захлестнули страну, погружавшуюся в хаос, а последние представители старых порядков, воспринимались исключительно как враги, клеймившие рабочих и крестьян многие годы. Никто и не думал о том, повинен ли генерал Духонин в сложившейся ситуации, но ему суждено было стать мучеником по факту происхождения.

…толпа матросов — диких, озлобленных на глазах у «главковерха» Крыленко растерзала генерала Духонина и над трупом его жестоко надругалась

Генерал Антон Иванович Деникин «Очерки русской смуты»

Едва ли Николай Духонин заслужил такую смерть, но это неизбежная плата грандиозным государственным переменам.
Едва ли Николай Духонин заслужил такую смерть, но это неизбежная плата грандиозным государственным переменам.

24 ноября 1917 года, через четыре дня после убийства Николая Духонина, Крыленко связался с Троцким и сообщил о произошедшем, отметив, что все следственные мероприятия проведены, но виновные не были выявлены. Новый Верховный Главнокомандующий выразил опасения, что назойливые допросы балтийских матросов подорвут их революционный дух, а судебные тяжбы могут вызвать всеобщее недовольство. Троцкий ответил следующее:

Было бы бессмысленно и преступно передавать дело в руки судебных чиновников старого закала. Если необходимо, можете передать дело революционному суду, который должен быть создан демократическими солдатскими организациями при Ставке и руководствоваться не старой буквой, а руководствоваться революционным правосознанием народа
Троцкий был как всегда хладнокровен. Прагматизм - 10 ледорубов из 10.
Троцкий был как всегда хладнокровен. Прагматизм - 10 ледорубов из 10.

Вот так формировалось революционное правосознание народа, через кровь, самосуд и глумление над телами поверженных врагов нового порядка. Никаких судебных разбирательств не было. Истерзанное тело генерала Духонина отправили в Киев и предали земле. И на том спасибо.

А ведь как хорошо все начиналось, потомственный военный, отличавшийся беспримерной храбростью на поле боя и исключительным патриотизмом, мог бы сделать замечательную карьеру в Российской империи. В принципе, он и достиг вершины военной иерархии, но совершенно не в то время. Николай Духонин был одним из первых офицеров, получивших Георгиевское оружие в начале Великой войны, его быстрое продвижение по службе стоит связывать только с его выдающимися военными и интеллектуальными способностями.

Вот только для должности Верховного Главнокомандующего в неспокойный для страны период он был не готов. Он не был политиком и это стало его ахиллесовой пятой. В сложившихся обстоятельствах стоило раньше определяться с политическим лагерем и действовать решительно. Но Духонин медлил, он искренне надеялся остановить кровопролитие, хотя бы в рядах своей армии.

-7

Мне кажется, он хотел откреститься от происходящего и стать надежным заслоном от внешнего врага, пока ситуация в стране стабилизируется, но это была проигрышная стратегия. Верховный Главнокомандующий слишком важная фигура на шахматной доске, и кто-то обязательно ее съест.

Тем не менее, свою главную миссию, обойтись меньшими жертвами среди солдат, Николай Духонин выполнил с отличием. Даже когда его объявили "врагом народа", генерал не оставлял своего поста, он планировал безболезненное отступление в случае немецко-австрийского прорыва. Уверен, будь на его месте тогда какой-нибудь Корнилов или Краснов, солдат полегло бы куда больше.

Ценой собственной жизни, Духонину удалось сохранить множество жизней простых солдат, несмотря на повальную неблагодарность и историческое забвение.

На этом у меня все. Цикл статей про генерала Николая Духонина подошел к концу. Поначалу я пытался делать статьи в обычном для себя стиле - ирония и сарказм, но потом стало как-то жутко. Я прочувствовал всю эту историю, пропустил ее через себя. Надеюсь, вам понравился этот цикл, дорогие Читатели.

- Предыдущая серия

- Самая первая серия

Дорогие Читатели, не стесняйтесь подписываться на канал и оставлять свои комментарии!