Найти тему

Какая наступает ответственность с 1 сентября 2023г в случае нарушения требований закона в части обязательной маркировки рекламы в интернете

Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы)»!

Сегодня поговорим о новых правилах рекламы в интернете, которые были установлены еще в 2022 году Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Был дополнен пункт 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (закон о рекламе) статьей 18.1, которая устанавливает подробные правила размещения рекламы в интернете.

Но сегодня поговорим об этом в контексте ответственности, которая может наступить в случае нарушения правил о размещении рекламы в интернете с 1 сентября 2023 года. Размер ответственности настолько высокий, что стоит об этом написать статью, потому что каждый из нас немножко блогер или может им стать, а правила размещения рекламы в интернете касаются, в том числе физических лиц. Перед тем как узнать какая ответственность наступает для тех, кто не подал сведения о рекламе в интернете, ознакомимся с требованиями законодательства о маркировки рекламы и порядком подачи сведений о рекламе. Выводы в конце текста.

1. С 1 сентября 2022 года начали действовать поправки в закон о рекламе, которыми были введены в закон о рекламе обязательную маркировку рекламы в интернете. С 1 сентября 2022 года каждый участник цепочки размещения рекламы – рекламодатель, рекламная система и площадка, посредники между ними обязаны сообщить о размещении рекламы в единый реестр Роскомнадзора (ЕРИР). Предоставлять информацию в Роскомнадзор нужно будет через операторов рекламных данных (ОРД) - владельцев соответствующего программного обеспечения.

Оператор рекламных данных (ОРД), компания, владеющая специально разработанным программным обеспечением, которая уполномочена Федеральной службой по надзору в сфере связи, и обязана собирать данные от участников рынка о размещенной рекламе и передавать их в ЕРИР. Операторы собирают данные о договорах на рекламу, актах, данные о контрагентах и иную, установленную законодательством информацию, присваивает уникальные буквенно-цифровые коды каждой рекламе, так называемые токены (ID) и хранят эти данные. На сегодняшний день утверждены следующие операторы рекламных данных:

1. «Озон ОРД» (Ozon);

2. «Медиаскаут» (МТС);

3. Яндекс ОРД;

4. «Первый ОРД» (Вымпелком);

5. VK ОРД;

6. «ОРД-А» (AmberData);

7. «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).

Данные о рекламе передаются в два этапа: до запуска рекламной кампании и после, когда уже имеются отчетные данные.

До запуска рекламы передает данные о рекламодателе, данные договора и креативы в оператору. Далее оператор присваивает токен рекламе и передает данные в ЕРИР. После показа рекламной кампании нужно передать цифровой акт до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Цифровой акт должен содержать подробную информацию о рекламе. При этом он не имеет отношения к обычным актам об оказании услуг и является отдельным документом. Вот такая нехитрая процедура передачи информации о рекламе.

2. Какая реклама подлежит маркировке.

Необходимо маркировать всю информацию в интернете, которая считается рекламой и распространяется на территории Российской Федерации. При этом перечень форм и форматов четко не определен. Реклама, согласно закону о рекламе, соответствует трем критериям:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- создана для привлечения внимания к объекту рекламирования, вызывает к нему интерес и продвигает на рынке;

- передается в любой форме и любыми способами

"ФАС уточнила, какая информация признаётся рекламой" ( Информация от 21 ноября 2022 г).

«В частности, ведомство обратило внимание, какая информация признается органичной интеграцией и не считается рекламой

Ведомство отмечает, что к рекламе не относятся справочно-информационные и аналитические материалы: обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний.

В частности, рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца. Также обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке.

Однако, если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой, в таком случае на нее распространяются нормы статьи 18.1закона о рекламе.

Рекламой не признается так называемая органичная интеграция. Речь идёт об упоминании товара, средств его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения, а также произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Примеры органичной интеграции - упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах.

Вместе с тем есть условие, при котором интеграция уже не является органичной и может быть признана рекламой, и соответственно, подпадать под действие норм статьи 18.1закона о рекламе. Речь идет о случае, когда внимание акцентируется на товаре в видеоролике, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему». Из разъяснений ФАС РФ делаем вывод насколько тонкая грань между рекламой и не рекламой.

В разъяснениях от 14 февраля 2023 года Роскомнадзор привел следующее мнение ФАС РФ по поводу самореклалы: информация про ассортимент, правила использования товаров или услуг, их продавца или производителя не считается рекламой. В эту категорию входят:

-анонсы собственных мероприятий (в том числе опубликованные в СМИ на условиях инфопартнерства);

-информация о подписке на свои издания с описанием вариантов ее оформления;

-гиперссылки на сайтах, ведущие на ресурсы собственных продуктов и других сетевых изданий одного и того же учредителя.

Информация об услугах и товарах, которая размещается на сайте (в блоге) компании и в ее социальных сетях тоже не реклама, но при одном важном условии: ВАЖНО!!! она должна представлять все позиции ассортимента единообразно, без выделения каких-либо конкретных с помощью цвета, специальных предложения, баннера, закрепления и пр.

ВАЖНО!!! Сайт представляет собой виртуальную витрину. ФАС трактует его как реальную: если товар лежит на полке – это предложение для продажи, а не реклама. ВАЖНО!!! Но если над полкой расположен баннер со стрелкой и призывом приобрести по акции – это реклама. Точнее, именно та самореклама, которую необходимо маркировать.

Исходя из указанных разъяснений с учетом указанных выше критериев, маркировать нужно любые публикации и объявления, как бесплатные, так и платные, которые продвигают услугу или товар.

Под действие закона о рекламе попадают и неочевидные форматы:

-подкасты;

- сторис;

-интеграции в трансляции;

-видеоролики;

-кружочки в Telegram-канале.

Будьте внимательны, когда публикуете подобный контент. Если вы не уверены, лучше уточните у оператора, будет ли эта информация считаться рекламой.

3.Нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность КоАП РФ.

Вводится административная ответственность:

а) за непредоставление в Роскомнадзор информации об интернет-рекламе:

-для граждан - 10-30 тыс. руб.,

-для должностных лиц - 30-100 тыс.,

- для юридических лиц - 200-500 тыс.;

б) за распространение интернет-рекламы без идентификатора рекламы либо за нарушение требований к его размещению штраф:

-для граждан - 30-100 тыс.,

-для должностных лиц - 100-200 тыс.,

-для юридических лиц - 200-500 тыс.;

в) за непередачу в Роскомнадзор оператором рекламных данных информации об интернет-рекламе, несоблюдение порядка взаимодействия, нарушение требований к идентификатору рекламы штраф:

-для должностных лиц - 100-200 тыс.,

- для юридических лиц - 300-700 тыс.

Итак, подытожим:

1.В соответствии с законом о рекламе, реклама соответствует трем критериям:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- создана для привлечения внимания к объекту рекламирования, вызывает к нему интерес и продвигает на рынке;

- передается в любой форме и любыми способами;

2. С 1 сентября 2022 года законом о рекламе введено обязательное требование о маркировке рекламы в интернете;

3. Вводится административная ответственность с 1 сентября 2023 года:

- за непредоставление в Роскомнадзор информации об интернет-рекламе;

-за распространение интернет-рекламы без идентификатора рекламы либо за нарушение требований к его размещению;

-за непередачу в Роскомнадзор оператором рекламных данных информации об интернет-рекламе, несоблюдение порядка взаимодействия, нарушение требований к идентификатору рекламы.

Надеюсь, статья для вас будет полезна, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обсуждайте тему, делитесь своим опытом.