После советского времени остались названия улиц и районов, на которых сочетание расположенных там некоторых объектов парадоксально. Существуют церкви на Коммунистических, Комсомольских улицах или, носящих имена революционеров. Вот и кремль, герой данной статьи находится в Советском районе города Рязани. Парадоксально? С одной стороны, несомненно, но с другой – поколения меняются и изменяют жизнь вокруг себя, соответственно и понятия, термины и названия.
И так Рязанский кремль. На высоком берегу реки Трубеж возведены стены, постройки и храмы. В основном сохранилось больше сооружений XVIII века, но есть и созданные раньше и позже.
А самому городу без семи с небольшим десятков скоро тысяча лет! Хотя название при основании и в последующие века носил другое. В псалтыри Ильинской церкви, 1570 года обнаружена запись: «В лета 6603 (1095) заложен бысть град Переяславль Рязаньской около церкви святого Николы Старого».
В здешних местах люди селились со времён каменного века (15-12 тысяч лет назад). И точно известно, что в VI-VII веках обосновались славяне. Тогда народ был смелый и предприимчивый, не сидел, прячась в лесах, а торговал и не только с соседними поселениями. Любознательный народ желал заиметь то, чего не было в их земле. В те времена торговля – дело рискованное, можно поплатиться не только здоровьем, но и жизнью. Тем не менее, в поселения близ Оки попадали изделия из далёких стран: арабских, западноевропейских, Византийской империи. Одно из крупных поселений того времени располагалось на месте нынешней Борисоглебской площади; второе - на Окском острове – Борковское. Эти поселения вместе с иными малыми в результате и возвели крепость. Река Лыбедь впадает в Трубеж, который является правым притоком Оки. Все реки в то время были судоходные. Очень удобное место: реки – естественная преграда и путь в другие земли. И рыбы было вдоволь. В период весеннего половодья крепость-город возвышалась островом над округой, где тянулись леса, а на более-менее возвышенностях образовались слободы посадников, ремесленного люда, торговцев и крестьян. На городском холме ещё и два озера. На территории крепости обосновался княжеский двор, на месте нынешней церкви Святого духа.
История Переяславля-Рязанского и Рязани большая, остановлюсь на некоторых моментах и перейду к зданиям, что в наше время можно видеть на территории Рязанского кремля. Но сначала почему Переяславль?
Согласно «Повести временных лет» первый Переяславль возник в X веке на юге Руси. Князь Владимир Святославич «основал город у брода на реке Трубеж». И ещё известно по легенде, что у основателей Киева: Щека и Хорива была сестра Лыбедь. Этот Переяславль стал потом центром отдельного от Киева княжества и был своего рода щитом перед кочевниками: печенегами и половцами. Но не каждому понравится, что твой дом в любой момент могут сжечь, а родных убить или увести в плен. Явно часть жителей из южнорусских земель ушла на северо-восток, где не было кочевников. Так появился за обширными и долгими лесами второй Переяславль, ныне Переславль-Залесский в Ярославской области. Люди продолжали уходить из опасных южнорусских земель в лесные земли северо-востока. Пока очередной волной с востока не прибило татаро-монгол. Но это случится через более чем сотню лет. Переселенцам многих народов характерно называть вновь обживаемые места привычными и родными названиями. Поэтому в далёкой рязанской земле появились реки и город с теми же названиями, хотя между ними несколько сотен километров. К тому же эти земли входили в состав огромного владения киевских князей, затем в обширное Черниговское княжество (1024-1127). После того, как Муромская земля отделилась от власти Чернигова, в Муромском княжестве остались и земли вокруг Рязани. Если к названию нового города для его отличия от других Переяславлей прибавили Рязанский, значит Рязань уже существовала и, более того, находилась не только в относительной близости, километров пятьдесят, но и являлась крупным и значительным по тем меркам городом, по сравнению с другими ближними поселениями. Иначе добавление Рязанский тогда никто бы не сделал. Официально считается, что Рязань основана в XI веке. Это название оставалось до 1778 года, несмотря на то, что зимой 1237 года войско монгольского хана Батыя разрушило весь город. Сгорели не только деревянные постройки, но и разрушили каменные храмы. Но Рязанское княжество, отделившееся от Муромского ещё продолжало существовать. Более того, долгое время боролось с набирающим силу княжеством Московским. Рязань пытались восстанавливать и продолжали там жить, но набеги войск из Орды привели к окончательному уходу жителей. Главным городом Рязанского княжества с XIV века стал Переяславль-Рязанский, укреплённый город-крепость над реками. В период проведения административно-территориальной реформы императрицей Екатериной II в 1778 г. Переяславль-Рязанский переименовали в Рязань, дабы помнить славный древний город, сгинувший от рук недругов. В 1796 году образована Рязанская губерния.
Итак, Рязанский кремль. Что мы видим уже подходя к Рязанскому кремлю. Это, смотря с какой стороны идти. Если идти в сторону Соборного парка, то сначала увидим часовню в середине аллеи, сооружена в 1995 г. в честь 900-летия Рязани. Какой из двух непонятно, но может это и не важно. В исторической дали они слились воедино.
Если выйти на набережную над р. Трубеж, то взору открывается бело-золотистая Соборная колокольня, за ней купола и верхние этажи трёхэтажного Успенского собора.
Подходя ближе, чтобы пройти на территорию кремля надо пройти по Глебовскому мосту через ров, что защищал некогда от нападающих с юга.
Как обычно в прошлые века можно было пройти в кремль, когда открыты ворота, которые часто и служили мостом. Когда же кремль перестал нести оборонительную функцию, то отпала надобность в воротах, тогда соорудили мост, ведший к Глебовской башне крепостной стены. Сильный пожар XVII века уничтожил много строений, в том числе и башню, и мост. В конце следующего столетия соорудили более надёжный каменный мост.
Название моста осталось прежнее, а на месте башни возвели величественную колокольню, но далеко не сразу. Сооружали несколько десятков лет по ярусно: нижний в конце XVIII века, согласно проекту Степана Андреевича Воротилова (1741-1792), архитектора из Костромской губернии; второй снизу - по проекту Ивана Францевича Русско (1784-1853), который работал не только в Рязанской губернии, в частности над данной колокольней в 1816 г., но и в обеих столицах; два верхних и шпиль - в 1835-1840 годы, использованы проекты Николая Ильича Воронихина (1812-1877), академика, главного архитектора Рязанской губернии и Константина Андреевича Тона (1794-1881), одного из крупнейших столичных архитекторов. Созданная в разное время по частям колокольня представляет собой завершённое целостное строение, что удивительно. На третьем ярусе установлена смотровая площадка, откуда можно полюбоваться окрестностями.
В 2008 году Успенский собор кремля передали в ведение Рязанской епархии. С тех пор собор стал летним кафедральным. Здание красивое и величественное, трёхэтажное, пятикупольное. Возвышается на 72 метра, площадь здания тоже внушительная – 1600 кв. метров. Создан в стиле «нарышкинского» или московское барокко, в котором удачно сочетались элементы западноевропейского барокко и русской традиционной архитектуры. Уникальны в соборе порталы и наличники окон, отделанные резьбой по белому камню. Работами руководил зодчий Бухвостов Яков Григорьевич, из семьи крепостных крестьян Михаила Юрьевича Татищева. Успенский собор построили в 1693-1699 годы. Конечно, собор стали строить не совсем на пустом месте. Ранее сооружённый храм за прошедшие две сотни лет порядком одряхлел и в него не помещались все желающие, население города значительно прибавилось. Ещё в 1522 году в прежний Успенский собор определили архиерейскую кафедру и постепенно город стал одним из духовных центров Руси. Через полторы сотни лет, в 1669 году Рязанская епархия уже митрополия. И было принято решение построить новый летний храм. Строительство начали в апреле 1684 года. Практически достроенный храм через восемь лет вдруг обрушился. Это произошло ночью, тоже в апреле, но уже 1692 года. Предположили, что главными причинами стали неправильное расположение некоторых частей церкви на определённых участках: пристройка к входу с южной стороны - «полуденный притвор» стояла «на леднике Спасова монастыря», одного из трёх монастырей Рязанского кремля, и южная сторона храма - на месте бывшего озера Быстрого, одного из двух озёр на кремлёвском холме. Ко времени строительства озеро не существовало, его засыпали ещё до наступления XV века.
Однако от строительства нового храма не отказались. В тот период, в конце XVII века тоже происходило нечто похожее на нынешний тендер, но называли просто и по-русски торги. Вот подряд на торгах на строительство церкви выиграл крепостной крестьянин и, благодаря его таланту и умению поныне его творение вызывает восхищение.
К югу от Соборной площади в конце XIV- начале XV века по велению благоверного князя Олега Рязанского основан Спасский мужской монастырь. До середины XVII века многие постройки монастыря были деревянные. В 1647 году в пожаре на территории Рязанского кремля погибло много зданий.
Наученные горьким опытом, новые постройки возводили из камня. В том же году сооружена Богоявленская церковь. Здание представляет собой куб четверика с полукруглой апсидой, пятиглавие на изящных барабанах, которые украшены висячими аркатурками с бусинами из фигурного кирпича, с закомарами у оснований. Колокольня в виде восьмигранной пирамиды, с шатровым верхом, «со слухами» и четырехскатной кровлей. Колокольня представляет собой новое слово в зодчестве православных храмов того времени. Размешалось 6 колоколов. На двух из них надписи. На самом большом и звонком колоколе: «лета 7155 (1647) слит сей колокол, при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича, Всея России, и лил тот колокол ко Всемилостивому Спасу, что на Рязани, в городе, коломенский епископ Рафаил, по своим родителям в вечной помин, с своим сыном тоя же обители Архимандритом Боголепом». На другом: «лета 7149 (1641) приложил сей колокол в монастырь Спасу Вседержителю старец Иона, прозвище Журавль». Сказочная церковь из далёких и легендарных столетий.
В 1679 году построили церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. Но простояла недолго. Успенский собор в апреля 1692 года ночью во время падения разрушил и Надвратный Варлаамовский храм. Но монахи погоревав, не отчаялись, принялись возводить другой храм в центре монастырской территории. В 1702 году во время праздника Преображения Господня в монастыре состоялось освящение каменного Преображения собора, возведенного на средства Михаила Федоровича Немчинова. Изначально храм был приподнят на подклет, с гульбищем и «о двух больших и третьем малом крыльцах», с трехчастной апсидой, одноглавый. Углы собора украшены тройными колоннами, под кровлей карниз из ложных закомар, белокаменные наличники окон в нарышкинском стиле, имеются подоконные вставки из полихромных рельефных изразцов.
В 1922 году имущество монастыря конфисковано, колокола сняты. В 1925 и в 1931 годах в монастыре жили солдаты воинских частей. С 1958 году в Преображенском соборе хранили Государственный архив Рязанской области. В Богоявленском храме: на первый этаж перенесли архив ЗАГСа, а на втором образовали коммунальные квартиры. В других зданиях монастыря тоже разместили разные учреждения. В настоятельско-братском корпусе и Иосифо-Богословском домовом храме устроили коммунальные квартиры. Рязанской епархии переданы в 2009 году: Преображенский собор, Богоявленская церковь, настоятельско-братские келии с Иоанно-Иосифовской церковью. Монастырь ныне действующий.
За Успенским собором находится Архангельский собор - Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных, сооружён «замышлением» епископа Рязанского и Муромского Феодосия, который умер и похоронен здесь в 1481 году. Инициативу строительства нового храма поддержала Великая княгиня Рязанская Анна Васильевна (1450 или1451 – 1501), родная сестра Великого князя Московского Ивана III (1440 - 1505).
Архангельский собор – практически единственное сохранившееся здание из княжеского дворцового комплекса. Построен так же как и многие храмы XV века: небольшой и одноглавый, четырехстолпный, с тремя порталами и тремя апсидами; с щелевидными окнами; арочным верхом. Пожар 1647 года повредил его, особенно в верхней части, собор лишился пирамидального завершения из кокошников-закомар, а также шатровой главы. Не пощадило время и пол, прихожане изначально ступали на треугольные полихромные изразцы в виде звезд. Также впоследствии выложили пол в Архангельском соборе Московского кремля, построенном в 1508 году.
В XV веке, ко времени освещения Архангельского собора Рязанского кремля написан образ «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», сохранился до сих пор и считается чудотворной иконой, ныне находится в Рязанском областном художественном музее.
Архангельский собор место захоронения епископов, архиепископов, митрополитов на протяжении 442 лет. В советское время собор закрыли и хранили там экспонаты музея-заповедника Рязанского кремля. Теперь же в Архангельском соборе совершаются богослужения, кроме того храм является «Древлехранилищем» фондов Рязанского епархиального музея. Посетители и прихожане могут видеть застеклённые иконы, среди них особо ценны: Феодотьевская икона Божией Матери, чудотворные образы святителя Николая Чудотворца XIV века, апостола и евангелиста Иоанна Богослова XVI.
Жилые палаты сооружены в 1658 году "каменных дел подмастерьем" Юрием Корниловичем Ершовым (или Ярушевым), там размещалась приемная эконома и казначея, проводили спевки архиерейские певчие, поэтому здание получило название певческий корпус. Сотню лет спустя помещения перестали использовать и строение обветшало, поэтому в 1780-е годы вознамерились разобрать. Но в конце XVIII в. произвели капитальный ремонт, при котором погибло немало деталей и фрагментов здания как, например на западном фасаде крыльцо. При реставрационных работах в третьей четверти XX века под руководством Ирины Валентиновны Ильенко, специалиста в области памятников «нарышкинского барокко» конца XVII – начала XVIII в., постарались придать зданию первоначальный вид, исходя из уцелевших двух окон и карниза на восточном фасаде. Воссоздали утраченное крыльцо, проводили в 1971 году реставрацию живописи. Певческий корпус является памятником гражданского допетровского зодчества, кроме того ценной является первоначальная декоративная стенопись.
Тем же "каменных дел подмастерьем" Юрием Корниловичем Ершовым (или Ярушевым) построено жилое здание для домашней прислуги, но затем помещение стали использовать для епархиальной администрации, разместили архиерейскую канцелярию, позже, с 1744 года – консисторию – управление епархией при епископе. Здесь и место хранения церковного архива, и место заседаний судебной палаты. На втором этаже сохранились фрагменты росписи судебных сцен. У северного угла здания долго существовала древняя соборная шатровая колокольня и сторожка возле узких ворот с оградой, которая окружала постройки разного хозяйственного назначения в архиерейском дворе. В конце XVIII века ремонтные работы сильно изменили здание. В 1970-х годы реставраторы постарались восстановить прежний вид Консисторского корпуса.
Здание с условным названием Дворец Олега построено на месте, где до XVI века размещался княжеский двор, от которого почти ничего не осталось – время и пожары унесли в безвозвратную даль древние строения. Здание, которым можем любоваться теперь построено в середине XVII века с дополнениями и перестройками в последующие века и десятилетия.
Пожар 1647 года, уничтоживший многие старинные строения, способствовал созданию несколько лет спустя зданий, которыми до сих пор можем любоваться, конечно, ещё и благодаря трудам реставраторов. По распоряжению епископа Мисаила в 1653-55 годы вместо старых палат построили одноэтажный архиерейский дом, узкий и длинный (68 м на 14 м). Частично в состав кладки вошёл подклет и часть двух ярусов белокаменной церкви Иоанна Предтечи. Новый дом имел двусветную (в два этажа, неразделённые внутренними перекрытиями) домовую церковь в центре, а трапезная с запада понижалась. С южной стороны здания располагалась площадка, где висели колокола в проёмах в виде арок. К площадке вела двухмаршевая лестница вдоль всей южной стены. Верхнюю часть стен четверика украсили кокошники и, конечно, венчала глава с крестом. В 1658 году «подмастерье каменных дел» Юрий Корнилович Ярушев (Ершов) дополнил здание вторым этажом.
Через несколько десятков лет понадобилось надстроить и третий этаж. В 1692 году это дело доверили Григорию Леонтьевичу Мазухину, родом из костромских крестьян, но к тому времени «подрядчику каменных дел». В единый прямоугольный объем вписалась церковь. Здание стало иметь вид модного тогда направления в зодчестве - «нарышкинского барокко».
В период административно-территориальной реформы в Российской империи в 1778 г. по распоряжению Екатерины II Синод получил «1000 рублей на перестройку Архиерейского дома в Рязани». Согласно проекту первого архитектора Рязанского наместничества Якова Ивановича Шнейдера (1737 или 1738 - ?) палаты в 1778-80 годы стали длиннее на 27 метров на восток. Здание осовременили, заменили большую часть декоративных элементов, скорей всего пришедших в ветхое состояние, на новые в стиле классицизма.
Следующее вмешательство произошло в 1865-66 годы, когда соорудили новую домовую церковь во имя Архидиакона Стефана, чем существенно изменили первоначальную планировку Архиерейского дома.
Перед празднованием 800-летнего юбилея Рязани, в конце XIX века, покрасили стены в розоватый цвет, а наличники сделали сине-зелено-красными, что совершенно не соответствовало духу древней архитектуры. Кроме того переделали лестницу. Некогда красивое каменное крыльцо XVII в. у главного входа в средней части южного фасада, возможно, тогда уже обветшавшее, ликвидировали. Вместо него укрепили ажурный кованый навес, характерный для того времени и распространённый повсеместно. В обновлённых интерьерах установили новые печи. Предтеченскую церковь внутри расписали.
С 1970-х годов в Рязанском кремле проходила реставрация под руководством Ирины Валентиновны Ильенко, позже Елены Григорьевны Одинец, архитектора-реставратора. В ходе реставрационных работ удалось устранить многие позднейшие наслоения и вернуть внешний облик зданию, который имел к концу XVII века. Долгая и сложная история оригинального здания, самобытные архиерейские палаты Руси-России, сочетание элементов узорочья с чертами нарышкинского стиля, дополнения в стиле раннего классицизма – всё это ценно и достойно сохранения.
В 2008 году западная часть Дворца Олега передана Рязанской епархии.
Церковь Сошествия Духа возвышается на высоком берегу над рекой Трубеж. На холме, у впадения реки Лыбедь в Трубеж находился мужской Свято-Духов монастырь – один из духовных центров местной епархии. По одним сведениям основан в1400-х годах, по другим на 105 лет позже. Все монастырские строения были деревянные, потому как их строительство дешевле намного, но пожары не щадили и здания духовного назначения. В XVII веке вынуждены строить каменные сооружения. Сохранился на западном портале церкви закладной камень с надписью: «Лета 7150 (1642) совершена была сия церковь при архиепископе Моисее Рязанском, при игумене Севастиане. А мастер был Соли Галицкой зодчий Василий Харитонович Зубов». Под руководством приезжего зодчего монахи построили храм. Небольшой кирпичный, бесстолпный четверик, увенчан двумя декоративными шатрами.
Сильный пожар 1783 года уничтожил много зданий, и даже повредил каменную церковь. На восстановление обители не было средств и братию в 1787 году перевели в Троицкий монастырь Скопина. Там построили тоже церковь Святого Духа и монастырь сменил наименование на Свято-Духовский.
А прежняя церковь, изувеченная пожаром ещё стояла несколько лет, и только на пожертвования княжны Александры Владимировны Козловской отремонтировали в 1798 году. Возвели новый предел в трапезной в честь святой мученицы Александры. По сведениям рязанских старожилов благотворное влияние на сестру оказал один из братьев Козловской - инок Свято-Духовского монастыря.
Спустя несколько десятков лет восстановили колокольню на средства епархии. В 1864 году согласно проекту Ивана Васильевича Стопычева, архитектора из Зарайска рязанцы смогли полюбоваться шатровой колокольней и слышать перезвон колоколов.
В 1929 году церковь Святого Духа закрыли, потом разместили там клуб работников водного транспорта. Со второй половины ХХ в. помещение церкви используется как научная библиотека музея.
Христорождественский собор строили и перестраивали на протяжении нескольких веков. В начале XV века в качестве Успенского построен собор и являлся кафедральным для Рязанского княжества и усыпальницей рязанских князей и княгинь. В левом клиросе находятся мощи святителя Василия Рязанского. Собор неоднократно, до конца XIX века перестраивали.
Николай Петрович Хлебников, владелец местных игольных фабрик и железоделательного завода заказал проект церкви Василию Петровичу Стасову, известному в Петербурге архитектору. Ко времени строительства в 1810-1816 годы средства выделила Анна Петровна Хлебникова-Полторацкая, так как намеревались сделать семейной церковью.
Христорождественский храм состоит из: «прямоугольной апсиды; двухъярусного храма-ротонды, поставленного на высокое подцерковье; прямоугольной трапезной и трехъярусной колокольни. В западной части храма-ротонды устроены две винтовые лестницы, ведущие на хоры, расположенные на уровне второго яруса, опоясывающие храм с южной, западной и северной сторон». В 1894-1896 годы на пожертвования пристроили трапезную и колокольню. В 1897–1898 годы окружили храм каменной оградой с деревянными тростями (утрачена). В начале XX в. храм регулярно ремонтировали. «В 1940 г. церковь числилась действующей, однако службы в ней не проводились с 1932 г., использовалась как колхозный склад». В 1990-х годах собор возвращен верующим в неудовлетворительном состоянии. Сейчас Христорождественский собор – зимний кафедральный и один из самых красивых и торжественных зданий Рязани.
Согласно решению Губернской учёной архивной комиссии от 15 июня 1884 года создан Рязанский исторический музей.
В 1918 году решением губернского отдела народного образования все государственные и частные городские музеи, личные коллекции и епархиальное древлехранилище объединили в губернский историко-художественный музей. В 1922 году определили главное здание музея - трёхэтажные Архиерейские палаты (Дворец Олега) Рязанского кремля. В 1920-30-е годы провели на территории кремля первые реставрационные обследования.
С первых дней Великой Отечественной войны на Кремлёвском валу располагалась одна из огневых точек противовоздушной обороны Рязани. Немецкие бомбы падали на железнодорожный вокзал и центральную часть города.
С начала 1950-х годов продолжилась масштабная научная реставрация Рязанского кремля по проекту главного архитектора музея-заповедника Ирины Валентиновны Ильенко.
В 1968 году приказом Министерства культуры СССР Рязанский кремль становится историко-архитектурным музеем-заповедником с особым статусом охраны.
Спасибо за внимание.