В преддверии 1 сентября помимо подорожавших учебных пособий и формы, родителей может волновать одно из нововведений в жизни школы. Я имею в виду общественно-полезный труд. ОПТ учащихся в образовательном учреждении может включать такие направления, как охрана природы, работа по благоустройству; уборка кабинетов, классных комнат; уход за участком в школе; ремонт учебного оборудования и учебных пособий; работа на школьном учебно-опытном участке; уход за школьным садом и т.п. Те, кто посещал советскую школу, не удивятся перечню и легко вспомнят - все это уже было.
Отказались в школе от использования детского труда примерно в десятых годах текущего века под нажимом тревожных родителей и тенденций западной культуры с ее детоцентричностью и правами ребенка. Сразу возникла проблема в школах, где уборку кабинетов после уроков делали дети, ведь на низкую зарплату уборщицы не шли. Техперсонал убирал туалеты и рекреации, ученики подметали и мыли кабинеты.
Буквально два года назад, будучи руководителем 7 класса, я с каждого родителя собирала «Согласия на труд». Эта бумажка давала мне возможность привлекать ученика к уборке кабинета, работе на пришкольном участке, закрепленном за нашим классом. Напрасно думать, что все родители соглашались, были и те, кто бумагу не подписал. Их дети не дежурили, уходили во время субботников, остальные выполняли вверенную работу посредственно, часть сбегала, и полагаться приходилось только на небольшую группу активистов. Кстати, проблема с техническим персоналом эти годы решалась по-разному. В некоторых школах директора все же находили деньги для доплаты, в других родители доплачивали за мытье полов в кабинете, были и такие, где несмотря ни на что дети все же проводили ежедневную влажную уборку.
Еще в мае на уровне Минобра было принято решение снова обязать детей участвовать в общественно-полезном труде. Думаю, перестройка в сознании будет тяжелой. Учитывая то, что дети уже давно не привлекаются в массе своей к домашней уборке и не знают по сути, как работать шваброй, то локальных конфликтов не избежать. К тому же яжматерей никто не отменял.
Есть ещё один нюанс. С пятиклассниками в вопросе уборки договориться легче (ну, как договориться – надавить авторитетом), нежели с подростками. Часто от них слышишь вызов «сколько платите?». Они-то понимают, что живут в эпоху капитализма, где бесплатный труд считается уделом рабов, в этой части уроки истории освоены на «отлично». Старшеклассники готовы работать за деньги, и стараются заработать за пределами школы любыми доступными способами (не всегда законными). И в этом вопросе для них открываются новые перспективы: президент Путин поручил использовать труд детей, чтобы справиться с «кадровым голодом» в экономике, который достиг рекорда с 1996 года: на нехватку сотрудников жалуются 42% предприятий.
Итак, ограничения на труд несовершеннолетних будет снят, чтобы справиться с нехваткой рабочих рук в экономике. Правительство и Агентство стратегических инициатив рассмотрят «содействие занятости и стимулирование к трудоустройству» граждан в возрасте от 14 лет, говорится в перечне поручений Путина, опубликованном на сайте Кремля. Подростков привлекут для выполнения «временных работ». Организации, которые на это пойдут, получат льготы. Только как насчет качества образования? Учитывая невысокие доходы домохозяйств, живущих за МКАД, подростки пойдут работать в ущерб собственному образованию! Примеров тому уже немало, теперь это будет узаконено. Думаю, определенный процент родителей согласится с таким положением вещей, ведь труд подростков внесет финансовую лепту в семейный бюджет.
У учителей в обиходе уже давно появились такие словосочетания как «поколение ЕГЭ», «ковидники», теперь будет еще одно, пока затруднительно дать ему определение. В каждое из названий заложена отрицательная коннотация. Что же мы делаем с будущим страны?!
Татьяна
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, участвуйте в обсуждении и любите своих близких, особенно детей и не забывайте благодарить автора