За 18 лет Вениамин Дорман снял аж 4 фильма, составивших тетралогию о "резиденте" с Георгием Жжёновым в главной роли. Страшно представить, сколько бы частей мы имели бы в наличии, будь у создателей саги о советских контрразведчиках средства и размах голливудских коллег (может и бондиану бы заткнули за пояс), но это так, к слову. Я ж хочу вернуться к одной из излюбленных моих тем - о том, как отражалась эпоха в киносюжете и порой случайных его деталях, а "если найду", то и о затесавшихся там-сям анахронизмах. На этот раз рассмотрю поподробней "Ошибку резидента" (остальные части обещать не буду), снятую в 1967, а на экраны страны вышедшую 7 октября 1968 года. Начну с первой серии.
Время действия в ней напрямик не называется - примерно 20 лет после Великой Отечественной (то есть середина 1960-х) и всё. Однако уже одно то, что Дембович (Олег Жаков) смотрел по телевизору передачу про второй краснодарский процесс над пособниками гитлеровцев из зондеркоманды 10-А и обсуждал его со своим "квартирантом" как нечто еще незавершённое, позволяет установить точную дату начала событий - октябрь 1963 года или чуть раньше.
Открытый суд начался 22 октября и через 2 дня всем 9 бывшим эсэсовцам был вынесен смертный приговор, о чём позже в этой же серии и было упомянуто. Безусловно, в самой кинокартине использовались кадры из уже готового документального фильма, вышедшего постфактум, но не суть. Главное, что хронология ведется приблизительно с того месяца и от него и надо "плясать".
В самом начале серии, где Тульев-Зароков добирается на поезде до места своего резидентства, по внутреннему радиоузлу звучит известнейшая советская песня "Летят перелётные птицы", записанная Владимиром Бунчиковым в конце 1940-х, но сохранявшая достаточную популярность ещё несколько десятилетий, включая 1960-е, когда было выпущено несколько виниловых сборников с этим "хитом".
То есть здесь придраться не к чему, как и несколько позже, когда слышны позывные выходившей с 1960 года развлекательной радиопередачи "С добрым утром" и одноимённая песня в исполнении Марка Бернеса. Даже точное время эфира известно, благодаря центральным газетам - воскресенье, 9:15 мск.
Что интересно, в разговоре с обворованной затем соседкой по купе упомянуты высокоскоростные железнодорожные линии в Японии и пусть регулярное движение по ним началось лишь в 1964 году, но скорость поезда в названные 250 км/час была достигнута при испытаниях ещё весной 1963 года, о чем вполне могли сообщить советские газеты.
Кстати, создатели фильма зачем-то решили зашифровать регион, где обосновался шпиён Тульев, устроившись работать в таксопарк. Регистрационный номер его рабочей машины носил несуществующее сочетание ШМТ:
Но вернёмся к нашим хронологическим баранам. Первый недогляд, уводящий прямиком ко времени съемок, приключился в эпизодике с подвыпившим "Бекасом", где случайная молодежь на улице распевает шлягер 60-х про "Нашего соседа". Однако он стал таковым лишь в 1967 году!
Ещё занимательнее эпизод, где Дембович встречается с Кругом, работавшим киномехаником. Тот одновременно запускает ленту с "Кавказской пленницей" (звучит тема троицы), премьера которой состоялась в апреле опять же 1967 года.
Между прочим, на заднем плане висит афиша драмы "Когда деревья были большими", но тут уж никакого анахронизма в помине - фильм 1961 года,
а западногерманская комедия "Фанфары любви" (предтеча "В джазе только девушки", кстати), чей постер промелькнул ранее, в СССР демонстрировалась и того ранее - в 1959 году.
А в сцене приёма шифровки, передаваемой женским голосом на немецком языке в виде перечня цифр, узнается фрагментик международного хита "Каникулы любви" (恋のバカンス) японского дуэта, чья популярность очень быстро добралась и до СССР - буквально через год, в 1964-м песня была выпущена на пластинке фирмы "Мелодия" (а также на гибкой журнала "Кругозор" и виниловом сборнике "Музыкальный калейдоскоп-3"):
Через 2 года Леонид Дербенёв сочинил на эту музыку русский текст "У моря, у синего моря". Но это опять-таки к слову. Вишенкой на торте для меня стал снятый на балтийском побережье - на пляже посёлка Отрадное в западной части Светлогорска - эпизод, где в кадр попали танцующие летку-енку отдыхающие. Модной у нас в стране она стала в 1966-67 гг., но задержалась в советской поп-культуре почти на десяток лет (в отличие от Западной Европы, где к очередным дэнс-поветриям надолго не привыкали).
Читатель возможно возразит, что операция по разоблачению Тульева и пр. в "Ошибке резидента" продолжалась 3-4 года, но что-то мне подсказывает: киношные контрразведчики подобную волокиту допустить никак не могли!
Продолжение следует...
(с) Albert Magnus специально дя kin0guru