Четырехэтажное здание «Великокняжеского корпуса» было спроектировано и построено в 1789-1792 годах архитектором Ильёй Васильевичем Неёловым в качестве «жилого» флигеля Екатерининского дворца. Оно расположено между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Здание предназначалось Екатериной II для проживания детей сына - цесаревича Павла Петровича и его жены Марии Фёдоровны, которые имели от рождения титулы Великих князей и Великих княжон, поэтому здание и называлось «Великокняжеский корпус». Здание, выполненное в стиле классицизма, со скругленными торцами, органично вписалось в ансамбль Екатерининского дворца. С Церковным корпусом здание соединено переходом, опирающимся на три изящные арки.
Как и планировалось Екатериной II, в первые годы существования Великокняжеского корпуса в нём проживали внуки и внучки Екатерины Великой, сыновья и дочери от Павла Петровича и Марии Фёдоровны: Александр, Константин, Николай, Михаил, Ольга, Елена, Мария, Екатерина, Александра, Анна.
К 1810 году корпус опустел, потерял своё значение, Великие княжны выросли и вышли замуж, к этому времени и их братья также покинули корпус.
«Царственный брат» – император Александр I решил создать в опустевшем Великокняжеском корпусе учебное заведение для мальчиков из числа дворян – Царскосельский Лицей. В эти годы правления Александра I большое влияние на императора имел его статс-секретарь Михаил Михайлович Сперанский – «самородок из народа», выдающийся государственный деятель высокообразованная и незаурядная личность в Русской истории начала ХIХ века, незаслуженно ныне забытый.
По первоначальному плану, разработанному М. М. Сперанским, в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но воспротивилась их мать, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, не допустившая обучения императорских детей совместно с дворянскими детьми. Указ о создании Лицея был подписан императором в августе 1810 года. К осени 1811 года, ко дню открытия Лицея (19 октября), архитектор Василий Петрович Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения.
На первом этаже архитектор расположил комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором - столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал. На третьем этаже - Большой зал, классы и библиотеку. Четвертый этаж отвёл под «дортуары» - комнаты воспитанников.
Целью Лицея, закреплённая в его Уставе, была подготовка выпускников к государственной службе. В Лицей принимались мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых, но родовитых дворянских семей. Число первого набора лицеистов Лицея составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, жизнь его воспитанников была строго регламентирована, мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, в том числе – в каникулы. День начинался подъемом в 6 утра, затем следовали утренний туалет, молитва и краткое повторение вчерашних уроков, затем 2 часа занятий, завтрак и еще 2 часа уроков. Потом – прогулка, обед и еще 3 часа занятий, после этого - вечерняя прогулка и занятия гимнастикой, плаванием, конной ездой, фехтованием. Интересно, что «лицейский» набор видов спорта во многом напоминает «современное пятиборье» («офицерское», как его называли ранее). Оставшееся «свободное» время лицеисты отдавали чтению и беседам друг с другом. Первоначальный Учебный план М. М. Сперанского подвёргся существенным изменениям. Учебный план неоднократно изменялся и в давнейшем, но сохранял при этом гуманитарно-юридическую направленность образования. Лицейское образование приравнивалось к Университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желающих впоследствии поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 годах при лицее действовал для барышень из числа дворянок «Благородный пансион».
Программа обучения в Лицее во все времена его существования была ориентирована в первую очередь на подготовку «просвещённых» государственных чиновников высших рангов. Продолжительность полного обучения составляла 6 лет (изначально 2 «ступени» по 3 года каждая). За это время изучали следующие дисциплины по тогдашней классификации:
• нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
• словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
• исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
• физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
• изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
За годы обучения педагоги прививали Лицеистам вкус к литературному творчеству, обучали умению писать стихи и прозу, а также умению издавать собственные литературные журналы. Лицеисты много читали, благо в Лицее была прекрасная библиотека, пополнению которой преподаватели уделяли особое внимание.
Выпускники Лицея были эрудированными людьми, воспитанными в духе любви к Отчизне и не лишённых идей вольнодумия. Не случайно некоторые из них стали декабристами.
Лицеистов отличало то особое братство, которое воспел в своих стихах один из них – великий Пушкин. «Когорта выпускников Лицея оказала серьезное влияние на изменения в культуре и политической жизни России, воплотив на деле девиз Лицея «Для Общей Пользы» и доказав тем самым возможность даже одного учебного заведения влиять на судьбы страны».
Продолжение следует.