Вступление
С момента государственного переворота 1991-го года прошло уже более 20 лет, но как так получилось, что заговорщики, имеющие поддержку со стороны всех министров, кроме министра экологии, армии, спецслужб, республикам СССР и международного общества? В этой статье даны ответы на все эти вопросы.
В 1985 году, после того как Михаил Горбачёв был избран генеральным секретарём ЦК КПСС, СССР пошёл на курс перестройки и демократизации страны с введением рыночных реформ. Страна постепенно начала отказываться от идей марксизма-ленинизма в пользу «социализма с человеческим лицом». Страны соцлагеря начали постепенно пересматривать свою политику, а потом и вовсе стали отделяться и проводить либерализацию по западному образцу, заставив СССР распустить СЭВ и ОВД в 1991 году. Перестройка же не привела ни к чему, кроме обнищания населения и развалу экономики, на фоне падения общего благополучия граждан и состояния армии
Страна готова
После провала перестройки, обнищания народа, развала соцблока, отмены шестой статьи конституции, закрепляющей власть КПСС и всплеска национализма в советских ССР, к 1991, всем стало очевидно, что страна не сможет сохраниться в нынешней форме.
Пытаясь подкрепить свою легитимность, Горбачёв провёл всесоюзный референдум, поднимающий вопрос о сохранении СССР, как обновлённой федерации, 5 республик отказались от проведения референдума, что уже давало понимать невозможность сохранения страны в полноценном виде. Большая часть населения проголосовала за сохранение Советского Союза, но республиканские управления старались продвинуть свои сепаратистские законы, так в РСФСР был введён пост президента, а полномочия центра сводили к минимуму.
Для урегулирования противоречий между республиками и центром, было принято решение о подписании нового союзного договора, Союза Суверенных Государств, предполагающий превращение государства в аморфную конфедерацию, республики фактически становились независимыми от центра. Дата подписания договора была назначена на 20 августа. Горбачёв уехал отдыхать на свою дачу в Форосе для поправления здоровья перед подписанием договора
Государственный переворот
На тайной встрече в секретном штабе КГБ, министр обороны Дмитрий Язов, глава КГБ Владимир Крючков, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, договорились о вводе чрезвычайного положения для срыва подписания нового союзного договора.
18 августа члены будущего ГКЧП вылетели в Форос, чтобы получить одобрение Горбачёва на ввод чрезвычайного положения и создание комитета по чрезвычайному положению. Получив отрицательный ответ, он был изолирован силами КГБ, а его связь с внешним миром порвана. В ночь на 19 августа вице-президент СССР Генадий Янаев, являвшийся формальной фигурой, подписал указ о создании ГКЧП ссылаясь на болезнь Горбачёва. В 7:00 был отдан приказ о вводе войск в Москву.
Большинство республик СССР объявили о полном признании и поддержке ГКЧП, признали путчистов и члены международного сообщества, армия, чиновники и КГБ.
Борис Ельцин в это время находился на своей даче. КГБ «альфа» имел приказ о наблюдении за Ельциным, но не аресте или изоляции, поэтому он беспрепятственно отправился в Москву к белому дому, проезжая мимо колонн советских солдат, где он зачитал доклад, в котором назвал действия комитета правыми, реакционными и антиконституционными. Вместе с этим последовало объявление бессрочной забастовки и организация строительства баррикад.
ГКЧП возглавлялось из кремля Владимирым Крючковым, Дмитрием Язовым и вице президентом-Генадием Янаевым. Оппозиция возглавлялась из белого дома Президентом РСФСР Борисом Ельциным, вице-президентом Александром Руцким и главой верховного совета РСФСР Русланом Хасбулатовым.
Все оппозиционные организации и СМИ были распущены по приказу заговорщиков, по центральному телевидению начали транслировать знаменитое «Лебединое озеро».
Кульминация
Членами ГКЧП 19 августа была проведена первая и последняя конференция ГКЧП, где они отвечали на вопросы журналистам. Члены комитета заметно нервничали, весь мир обошли кадры трясущихся рук Генадия Янаева. Янаев назвал Горбачёва своим другом, а курс на реформы в стране продолжится без перегибов и сепаратизма, что было плохим решением, учитывая низкие рейтинги Горбачёва.
На следующее утро 20 августа, у белого дома прошёл крупнейший митинг 500 тысяч москвичей против путчистов. В это же время генерал Лебедь по приказу ГКЧП начал разработку плана штурма белого дома с жертвами от 1000 человек. Начались слухи о готовящемся штурме белого дома ночью, но не один из путчистов не взял на себя ответственность за штурм здания. Спецназ был готов начать штурм в любую секунду, но приказа не поступало, не удавалось и выйти на связь с Язовым и Крючковым. Республики начали отзывать свою верность путчистам.
Пытаясь остановить патруль военной техники у белого дома, погибло 3 гражданина РСФСР, Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский. Они получили звание героев России посмертно.
Конец переворота
В 5 часов утра, министр обороны СССР Дмитрий Язов, заявив о своём нежелании участвовать в перевороте, отдал приказ о выводе советских войск. Члены ГКЧП пытались отговорить Язова от его решения, но его ответ был лишь-«умели напакостить, умейте и отвечать». К утру поражение заговорщиков уже было очевидно, лидеры переворота заявили о самороспуске и отмене чрезвычайного положения. На следующий день все заговорщики были арестованы, кроме министра внутренних дел СССР Бориса Пуго, не желая видеть распад страны он застрелился в собственном доме.
Путчистам не хватило твёрдости решимости и плана, они не изолировали и не арестовали Ельцина, который и возглавил борьбу с ГКЧП, не мобилизовали лояльных сторонников, не смогли обеспечить себе же легитимность в глазах народа и оправдать переворот.
Горбачёв вернулся в Москву и продолжил правление до парада сувернитетов, с последующим подписанием беловежских соглашений и его отставке 25 декабря, ознаменовавшей конец СССР.
Заключение
Заговорщикам удалось сорвать подписание договора о создании ССГ, но ход истории повернуть они не смогли, Россия продолжила свой путь к окончательной независимости во главе с новым демократическим президентом Борисом Николаевичем Ельциным.