Первая мировая война очень больно аукнулась Российской империи. Мало того, что государство фактически перестало существовать вследствие известных внутриполитических процессов, так еще и множество талантливых людей было потеряно в результате гражданской войны и многомесячной политической нестабильности.
В этом небольшом цикле статей мы поговорим об одном очень интересном персонаже – русском генерале Николае Николаевиче Духонине. Не уверен, что большинство Читателей знакомы с ним, честно говоря, я и сам узнал об этом военачальнике лишь недавно, когда прослушивал лекцию Тамары Эйдельман о гражданской войне в России. Его судьба трагична и в очередной раз подтверждает факт, что на двух стульях усидеть практически невозможно.
Николай Николаевич Духонин родился 13 декабря 1876 года и был выходцем из дворян Смоленской губернии. В его семье военная служба была чем-то вроде потомственного династического дела, да и сам он рос в среде военных, отец и дядя имели генеральские звания. Начиная с первой половины XVIII века служба в вооруженных силах Российской империи считалась почетным занятием и сулила большие перспективы для молодого человека дворянского происхождения.
По большому счету, жизнь Духонина была заранее предопределена поступлением во Владимирский Киевский кадетский корпус, кстати говоря, без протекции родственников, что позволяет судить о природных талантах молодого человека и его тяге к военному искусству.
Закончив кадетский корпус, Духонин поступает в 3-е военное Александровское училище, а после в Николаевскую академию Генерального штаба, где после окончания получает офицерский чин штабс-капитана и доступ в Ставку.
Но в высокие кабинеты Духонин попадает не сразу, с 1902 по 1906 он командует ротой в составе 168-го Миргородского пехотного полка, а затем получает в подчинение целую дивизию. Понятное дело, ни в какой Русско-японской войне он не принимал участие, его солдаты базировались в Киеве и занимались обеспечением порядка в регионе (Росгвардию придумают лишь через 110 лет, так что дело подавления гражданских выступлений тогда ложилось именно на военных).
Отголоски Первой русской революции дошли до Киева в довольно урезанном формате, и никто из тамошних военных не придал особого значения происходящему. Да и Духонин в своем ежедневнике толком не упоминал о стачках, вероятнее всего, считая их чем-то одноразовым и скоротечным.
В 1911 году Духонин получает звание полковника и переводится в штаб Киевского военного округа. Вероятнее всего, тут сыграла выслуга лет или семейная протекция, так как вплоть до начала Первой мировой войны он занимается преподавательской деятельностью в военном училище, принимая скромное участие в армейской жизни. В привычных ход вещей вмешивается Первая мировая война. После убийства Франца Фердинанда, великие державы до последнего пытались урегулировать вопрос миром, но вовсю готовились к надвигающемуся противостоянию.
В июне 1914 года (за месяц до начала войны) Духонина ставят куратором разведки при штабе 3-й армии Киевского военного округа. На его плечи ложится огромный пласт задач по выяснению расположения частей противника на границе. Он блестяще выполнил задачу и внес большой вклад в развитие наступления императорской армии на первых этапах. Николай Духонин стал одним из первых русских офицеров в истории Великой войны, получившим Георгиевское оружие. Обоснование награждения звучало следующим образом:
За то, что с 11 по 16 сентября 1914 года рядом рекогносцировок укреплений Перемышля и, в особенности, Седлисской группы, сопряжённых с явной опасностью для жизни, установил точно состав гарнизона крепости и другие данные, способствовавшие впоследствии взятию штурмом двух фортов из Седлисской группы.
Позволю себе напомнить, что Первая мировая война только началась и Российская империя чувствовала себя достаточно уверенно, поэтому почетные награды абы-кому не дали.
С середины весны 1915 года Духонин проявляет себя как полноценный боевой офицер, командуя 165-м Луцким пехотным полком. Он принимает командование в разгар боев с немецкими войсками у Бялы и отлично справляется с поставленными задачами, за что награждается орденом Святого Георгия 3-й степени, а через полгода получает звание генерал-майора. Вдохновленный военными успехами и быстрым продвижением по службе, Николай Духонин строил оптимистичные прогнозы развития военной кампании и даже не предполагал, что в скором времени все то, на что он надеялся, обернется прахом.
Общий патриотический подъем сопровождал начало Первой мировой войны во всех странах. Большинство политиков и военных придерживалось мнения, что этот конфликт продлится не больше года, а кому-то, вообще казалось, что к рождеству все разъедутся по домам. Но последующее развитие событий показало, насколько сильно ошибались многочисленные оптимисты.
В ходе Первой Мировой войны военные офицеры Российской империи, привыкшие неизменно следовать приказам, столкнулись с принципиально новыми задачами, которые, большинству из них, оказались не по силам. Мощные сдвиги в инертном внутриполитическом пространстве Российской империи вынуждали военных действовать по собственному уразумению, неизбежно учитывая ситуацию на фронте. Это привело к тысячам жертв, одной из которых оказался генерал Николай Николаевич Духонин, он до последнего пытался удержать баланс между военной стратегией и выбором политического лагеря. Но об этом мы поговорим в следующей статье.
Дорогие Читатели, не стесняйтесь подписываться на канал и оставлять свои комментарии!