Реактивное формирование – это метод образовательного процесса, основанный на активном участии учеников в процессе обучения и формировании знаний и умений. Подход реактивного формирования подразумевает активное взаимодействие учащихся с информацией, их реакцию на нее и стремление к саморазвитию.
Основным принципом реактивного формирования является активизация учеников с помощью разнообразных заданий, проблемных ситуаций, интеграции теории и практики. В центре внимания находятся интересы и потребности учащихся, их индивидуальности.
Один из основных инструментов реактивного формирования – использование проектной деятельности. Ученикам предлагается выполнить проект, связанный с интересующей их темой. Это может быть создание презентации, исследование определенной проблемы, разработка и реализация плана действий и т.д. В ходе работы над проектом ученики набираются необходимых знаний, а также развивают навыки самоорганизации, коммуникации, критического мышления и творчества.
Другим инструментом реактивного формирования является использование ситуаций игрового характера. Ролевые игры, деловые игры, игры-тренажеры позволяют учащимся применять полученные знания на практике, развивать навыки работы в команде, принятия решений, решения проблемных ситуаций.
Реактивное формирование направлено на развитие не только когнитивных, но и эмоциональных и социальных сфер педагогического процесса. Учащиеся развивают уверенность в своих силах, самостоятельность, умение работать в коллективе, а также развивают эмоциональный интеллект, умение эффективно общаться и решать конфликтные ситуации.
Реактивное формирование открывает широкие возможности для учащихся в процессе обучения, позволяет им применять знания на практике, развивает навыки самостоятельной работы, самоорганизации и критического мышления. Этот метод обучения активизирует учеников и формирует у них интерес к учебе, а также способность к постоянному самообразованию и развитию.