Изречение на все времена: «Говори кратко, проси мало, уходи быстро». Так и хочется представить просителя, который умоляет, уговаривает, упрашивает – причем без особой надежды на успех. Впрочем, свою просьбу надо уметь изложить. Или, как еще говорят, преподнести. Понимаем, что положение просителя изначально уязвимое – приходится переступать через собственное «я», через десятки условностей. Как все-таки поступить грамотно, корректно и вежливо?
Чувство неловкости и неудобства. Если вы испытываете эти чувства, обращаясь к кому-либо даже с пустячной просьбой – значит, с вами всё в порядке. Вернее, с вашим воспитанием. Бесцеремонность – не самое лучшее качество. Нахрапистость иногда бывает вознаграждаема, но… и мнение о человеке останется соответствующим. Как бы там ни было, мы с вами запрограммированы на добрые дела. Можно человеку помочь – так почему бы не помочь? Тем более если человек воспитан, вежлив и действительно переживает, что вынужден просить.
Как просить об одолжении. Мы выделили несколько ключевых моментов, которые дадут гораздо больше шансов на успех.
Говорите кратко, по существу и максимально вежливо. Многие из нас готовят длинную подготовительную речь – и делают так совершенно зря. Тем более если ваш собеседник представляет себе суть обращения. Уберите все вводные слова, а также ненужный елей. Помните: вы не требуете, а просите. Исходя из этого, выстраивайте диалог. Наиболее уместным окажется краткое изложение просьбы. Максимально ровное, выдержанное и вежливое. Вспоминаем такие обороты, как «Не могли бы вы…»
Добавьте позитивных ноток. Не идите от негатива, не делайте хмурого или траурного лица в духе «Всё плохо, всё пропало». С другой стороны, и явная радость неуместна. Тем не менее, постарайтесь завернуть свою просьбу в максимально позитивную обертку. «Знаю, что вы заняты… но не могли бы уделить пару минут для меня?»
Избегайте чувства вины. Да, это просьба и всего-навсего просьба. И вы (очень на это надеемся) ни капельки не виноваты перед тем, к кому обращаетесь. Поэтому понурый или виноватый вид вам не помощники. Еще один момент. Не играйте на чувствах того, кого просите. Даже если просите об ответном одолжении. Акцентировать внимание на то, что уже делали добро и теперь очередь вашего собеседника – не есть правильно.
Не переходите границ дозволенного. Грубо говоря, вы собираетесь обратиться к должностному лицу. Хорошо представляйте себе его компетенции: какой вопрос он в состоянии разрешить, а что не входит в круг его полномочий. Не ставьте людей в заведомо неловкое положение.
Проявите уважение. Нет, мы не про шампанское, коньяк или (о ужас!) взятку. Простой пример: вам или вашим родным, не приведи Господи, потребовалась высококвалифицированная медицинская помощь. Вы вышли на уважаемого доктора, который в силах помочь. Скажите в двух предложениях, что привело вас именно к нему – безупречная репутация, рекомендации, отзывы, народная молва и т.д. Иными словами, продемонстрируйте уважение к его труду, его заслугам.
Избегайте навязчивости. Во всех ее проявлениях. Пожалуйста, не злоупотребляйте ничьей добротой. Есть на свете люди, которых называют безотказными. Респект им и уважение! Но давайте начистоту: доброта нынче конечна. Вы обратились к человеку раз – вам помогли. Два, три раза – вам помогли. А затем вы, что называется, сели на шею и еще свесили ножки. Логично, что на десятый раз ваш номер телефона попросту занесут в черный список. И вас туда же – вместе с вашими просьбами.
Письменные просьбы – это особый жанр. Обычно начинают с очень краткой предыстории вопроса, краткого обоснования просьбы, затем приступают к ее изложению. Заканчивают письмо заверениями в уважении. Приложите к письму максимум конкретики – то, что должен узнать человек, к которому вы обращаетесь.
Научитесь принимать отказы. И такое бывает. Ничего страшного – нужно принять как факт. Не принимайте отказ как личное оскорбление. Вполне возможно, вам отказали не из личных мотивов, а по той простой причине, что выполнить вашу просьбу в настоящий момент попросту невозможно. Просто извинитесь. Как вариант, вместе с извинениями спросите совета – кто еще может разрешить вашу просьбу или помочь.
Оставляйте некоторые лазейки. Они позволяют собеседнику корректно оборвать разговор, намекнуть, что исполнить одолжение здесь и сейчас не в состоянии. «Понимаю, что прошу многого…», «Не чувствуйте себя обязанным, это всего лишь моя просьба…» - эти и похожие обороты не дадут поводов упрекнуть вас в той самой нахрапистости, а также в бескультурье.
Будьте благодарным. Целовать ручку, как это было принято двести лет назад, или бить земные поклоны не надо. Улыбнитесь, душевно и сердечно поблагодарите человека (людей) за помощь. Прибавьте, что вы находитесь в небольшом долгу и непременно отплатите ответной любезностью.
Делайте добрые дела сами. Это так просто – ведь однажды сделанное добро всегда возвращается. Помогли вам – помогите и вы. И даже не в рамках «ответной любезности», а просто так, по доброте. Земной шарик маленький и круглый!
Что еще можно сделать. Безусловно, культурный человек (и тем более должностное лицо), выполнив просьбу или одолжение, не станет ничего требовать взамен. Как бы горячо вы ни просили. Но не станем забывать, что живем мы в технологичном XXI веке! Разместите на своей странице в социальной сети пост. Отправьте руководству человека, который вам помог, благодарственное письмо. Просто позаботьтесь о том, чтобы добро было вознаграждено. Наше время называют жестоким, но это не так. Давайте сохранять и приумножать частицы добра!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!